Социализация личности
Особую роль в формировании и становлении личности, ее отдельных структур играют ее социальное взаимодействие, общение и деятельность. Вначале через взаимодействие и общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий - происходит социализация личности, формируется и развивается се субъектность.
Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие "адаптация" (см. подробнее об адаптации в гл. 31 данною учебника). Социализация здесь рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду через его приспособление к культурным, социальным и психологическим обстоятельствам и внутреннее принятие им социальных и других норм, правил, ценностей, образцов поведения и деятельности и т.п.
Иначе понимается социализация в гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация - это процесс самоактуализации "Я-концепции", самореализации личностью своего потенциала и творческих способностей, процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению.
Эти два подхода не противоречат один другому и определяют двусторонний характер социализации.
Общество (в наши дни государство) с целью воспроизводства социальной системы, сохранения (либо разрушения) тех или иных социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные, религиозные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к социальным институтам, обществу в целом, личность усваивает этот социальный опыт, систему существующих социальных связей и отношений и таким образом становится полноправным членом данного общества. Психологическим механизмом такого процесса социализации выступает механизм идентификации. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием действия этой тенденции являются развитие и преобразование не только самой личности, но и среды обитания человека. Ведущим психологическим механизмом такого процесса социализации личности является механизм обособления.
К числу других психологических механизмов, с помощью которых человек овладевает социальным опытом, относятся: убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, принуждение (см. подробнее об этих механизмах в гл. 26 данной книги).
Таким образом, социализация личности - это процесс овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития личности через освоение человеком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности. Это процесс социального развития личности, которое выступает определяющей базовой основой личности как психического феномена.
Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее с социальной средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производит соответствующие изменения в социальной, технической и природной среде.
Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные тенденции. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт, происходит его интериоризация, субъективация объективности. С другой - проявляется индивидуальность человека, осуществляются экстериоризация и объективация субъективности в его делах, поступках, в их результатах.
Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести, например, способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др.
Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие, трудовой или профессиональный коллектив, ведущий вид деятельности, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, религия.
В то же время нельзя и переоценивать роль социальных факторов формирования личности. Еще Аристотель писал, что душа есть "неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена".
Переоценка роли социальной среды (Гельвеций, Дидро, Оуэн) привела к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда - это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя среду, он тем самым изменяет самого себя.
Деятельность и социальные обстоятельства играют определяющую роль в социализации и становлении личности. Вместе с тем исключительно большое значение в овладении личностью социальным (и другим) опытом имеют системы ее неформальных психологических связей и отношений, ее социально-психологические взаимодействия. Это - социально-психологическая социализация личности.
Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, собственным духовным ростом.
Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.
Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он имеет специфические этапы (стадии), каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке утвердилось положение о том, что социализация более продуктивно осуществляется в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:
- дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
- трудовая, охватывающая период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;
- послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.
Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А. В. Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития ее познавательных, эмоциональных и волевых компонентов. Имея в виду это положение, он выделил три фазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации: детство - адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни; отрочество - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности быть личностью; юность - интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.
В процессе социализации личность "примеривает" на себя и выполняет различные социальные (и психологические) ролевые функции и таким образом проявляет свою индивидуальность, свой потенциал. Так можно получить представление об особенностях вхождения индивида в социальный мир. О достаточно высоком уровне социализированное™ личности свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и самоуничижения, сохраняя и проявляя, утверждая при этом свою индивидуальность.
В целом, личность формируется и развивается под воздействием совокупности всех факторов и обстоятельств ее жизни и деятельности, а также при ее непосредственном участии в этом. Социализация личности, ее становление, становление человека как носителя социальных духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение и развитие субъектности происходят под влиянием социальных обстоятельств. Процесс социализации личности - основной, ведущий и определяющий в появлении, развитии и формировании личности, ее личностных структур: личностного в личности. Наряду с этим в личности есть и то, что, не являясь личностным, ее существенно характеризует. Например, биологически обусловленные подструктуры личности (К. К. Платонов): темперамент, полоролевые особенности личности и т.п., экологически обусловленные особенности личности (характер - нордический) и др.
Как видим, в личности целесообразно выделять две группы характеристик:
- личностные, характеризующие человека как носителя тех или иных социальных (политических, нравственных, правовых, эстетических, этнических, религиозных и др.) ценностей, норм, правил, отношений, позиций, взглядов, убеждений. Это своеобразное ядро личности, ее сущностные базовые основания, без чего сам феномен личности в человеке не может сформироваться;
- то в личности, что, не являясь личностным, ей присуще и характеризует ее биологически, экологически, технически и технологически обусловленные особенности: знания, умения, навыки, способности человека, его темперамент, отдельные (как общие, так и специфические) черты характера, особенности когнитивной и психомоторной сфер личности, левополушарного или правополушарного развития и т.п.
Таким образом, в личности есть личностное, сущностное и то, что, не являясь личностным, может выступать ее значимыми характеристиками.
В процессе социализации у личности возникают соответствующие отношения к социальным фактам и в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъектность: человек начинает активно, избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.
И профессиональное становление личности невозможно без профессиональной социализации личности специалиста.
Социализация, становление и развитие личности специалиста включает три взаимосвязанных процесса:
1) общую социализацию как становление личности гражданина, усвоение и овладение человеком системой общественных норм, правил, ценностей нравственного, эстетического, политического, правового, религиозного и другого содержательного характера;
2) профессионально-ролевую социализацию личности как овладение человеком профессиональными ролевыми функциями, ценностями, нормами, отношениями и т.п.;
3) профессионализацию как ту или иную степень овладения человеком профессиональной деятельностью, специальностью, профессиональным мастерством.
Профессионально-ролевая социализация и профессионализация личности в совокупности составляют частную, специальную, профессиональную социализацию личности.