Лекция 9. Социализация
В результате изучения главы студент должен:
• знать определение социализации, ее ОГЛАВЛЕНИЕ (как инкультурации, интернализации, адаптации и конструирования реальности), функции, механизмы, стадии, институты, агенты;
• уметь выявлять социальные статусы и роли, а также условия успешного усвоения социальных ролей;
• владеть техниками успешного исполнения основных социальных ролей.
Определение и ОГЛАВЛЕНИЕ процесса социализации. Социализация и адаптация. Инкультурация и культурная трансмиссия
Одной из важнейших сторон психического развития человека является процесс его вхождения в окружающую социальную действительность, его социальное развитие. Данное развитие невозможно осуществить: 1) без способности эффективно взаимодействовать с другими людьми в рамках тех или иных социальных групп; 2) без умения вести себя на основе некоторых норм и правил, заданных социальным окружением; 3) без отражения и закрепления этих умений на уровне "Я-концепции"; 4) без способности осознавать свою субъективность в социальном мире. Кроме того, многочисленные факты свидетельствуют о решающей роли социального окружения, которое является "двигателем" для всех сфер психического развития человека: от двигательной до когнитивной, от эмоциональной до сферы самосознания. Ни одно живое существо не является столь социально зависимым и одновременно не обладает столь же выраженными возможностями влияния на свое окружение, как человек.
Рассмотрим вопрос становления человека в качестве субъекта социального мира.
В отечественной социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой. Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – все то, что создает уникальность личности. И социализация выступает в роли процесса, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом старшее поколение передает младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.
Согласно исследованиям отечественных ученых, без воспитания, без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры невозможно движение истории. Так, А. Н. Леонтьев, демонстрируя важность преемственности исторического процесса, обращается к иллюстрации, заимствованной из работы знаменитого французского психолога А. Пьерона.
Размышляем самостоятельно
"Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь"[1].
Кроме того, социализация является "интерактивным" процессом, она подразумевает взаимодействие представителей старших и младших поколений. Данное взаимодействие может осуществляться непосредственно (в виде контактов "лицом к лицу"), так и опосредованно (массовыми коммуникациями).
Существенной характеристикой конкретной личности является принадлежность к определенному поколению. Социализация также включает в себя различные контакты индивидов со сверстниками, своеобразные уроки которых также способствуют его вхождению в общество. Например, Б. Г. Ананьев отмечал важную роль социальных связей личности с людьми своего класса, общественного строя, профессии и т.д., с которыми данная личность вместе формировалась в одно и то же историческое время, была свидетелем и участником событий, о которых младшие могут знать лишь из преданий, литературы и т.д.[2]
Итак, уникальность и неповторимость личности создают ее убеждения, моральные стандарты, привычки, которые формируются посредством систематического взаимодействия с другими людьми. Здесь ученые выделяют две функции социализации: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.
Имеющиеся в науке данные наблюдений за детьми, которые несколько лет жили в относительной изоляции (например, дети-маугли), показывают, что нормальное физическое и психическое развитие невозможно без систематических контактов с другими людьми. Для такого развития ребенку необходимы тесные взаимоотношения по крайней мере с одним взрослым человеком.
Согласно исследованиям Η. Н. Авдеевой, М. Г. Елагиной и С. Ю. Мещеряковой патология детского психического развития, возникающая вследствие отделения ребенка от матери и помещения его в казарменные условия детского учреждения для сирот, получила название "госпитпализма". По данным отечественных исследователей, госпитализм характеризуется отсутствием ярких, разнообразных эмоций, любознательности, инициативы, недостаточным умением играть с различными предметами, длительной задержкой в развитии речи. Также данное явление характеризуется большим процентом детской смертности в младенческом возрасте[3].
По Г. М. Андреевой, существуют две стороны процесса социализации, которые выставляют ее как полноправную проблему социально-психологического знания. В процессе социализации человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации, т.е. происходит продвижение его (человека) на новую ступень. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду[4].
Отметим, что в системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": развитие личности (возрастная психология и психология развития) и воспитание (педагогическая психология).
Рассмотрим ОГЛАВЛЕНИЕ социализации. А. II. Леонтьев в своей работе представил некоторые характеристики и особенности личности: "С самого рождения у каждого человека закладываются первоначальные основы понимания окружающего мира. Формирование мировоззрения является важнейшей частью развития личности. Зачастую именно полученные от родителей знания составляют костяк восприятия человеком происходящего вокруг него"[5]. По мнению А. Н. Леонтьева, личность человека отражается, прежде всего, в его поведении и поступках. Эти составляющие помогают судить о конкретном индивиде, как о личности. По сути, личность – это своеобразное лицо каждого человека, показывающее его мировоззрение, характер и уровень воспитания"[6]. И далее он произносит свою знаменитую фразу, что "личностью не рождаются, личностью становятся"[6].
Продолжая мысль А. Н. Леонтьева, Г. М. Андреева пишет, что социализация но своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. В отечественной школе социальной психологии принято выделять три сферы, в которых прежде всего осуществляется это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром[8].
На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением "каталога" деятельностей, осваивая новые виды деятельности. Здесь происходят три важных процесса:
1) ориентировка в системе связей, имеющихся в каждом виде деятельности и между ее различными видами (выбор деятельности);
2) центрирование вокруг главного, выбранного вида деятельности; сосредоточение внимания на нем;
3) реализация деятельности и освоение личностью новых ролей, осмысление их значимости.
Рассмотрим подробно выделенные три сферы становления личности (деятельность, общение, самосознание).
Общение неразрывно связано с деятельностью, в контексте социализации оно рассматривается со стороны его расширения и углубления. Расширение общения – это умножение и специфика контактов человека с другими людьми на каждом возрастном рубеже. Углубление общения – это переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.
Согласно многочисленным исследованиям, образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний, включением в различные социальные группы. Например, по И. С. Кону, процесс социализации – это отделение Я от деятельности, интерпретация Я, соответствие этой интерпретации тем интерпретациям, которые дают личности другие люди[9]. Так происходит в человеке становление образа его Я.
На сегодняшний день весьма спорным остается вопрос определения "Я-образа", так как оно зависит от концепции личности, которая принимается тем или иным автором, от самих составляющих "Я-образ". Наиболее распространенная схема включает три компонента структуры Я: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Кроме того, самосознание является сложным психологическим процессом, включающим: самоопределение (поиск позиции в жизни), самореализацию (активность в разных сферах), самоутверждение (достижение, удовлетворенность), самооценку.
Следует отметить, что психологический термин "Я" в русском языке неоднозначен. С одной стороны, "Я" – это результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, что позволяет ему ощущать и переживать собственные физические и психические состояния, сознавать себя субъектом деятельности. С другой стороны, собственное Я человека является для него и объектом самопознания. В этом случае в состав Я человека входит его самовосприятие и самопонимание. Иначе говоря, то, каким данный человек видит себя и как он истолковывает себе свои действия.
Самосознание – это контролируемый опытом (в процессе расширения диапазона общения и деятельности) процесс; самая глубокая, интимная характеристика человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная "коррекция" представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других. "Самосознание, не основанное на реальной деятельности, исключающее ее как “внешнюю”, неизбежно заходит в тупик, становится “пустым” понятием"[10].
Итак, процесс социализации – некое единство изменений трех обозначенных сфер: общения, деятельности и самосознания личности. Эти сферы создают для индивида "расширяющуюся действительность", в которой он действует, осваивая всю систему социальных отношений. Одновременно с этим индивид вносит свой опыт, свой творческий подход, т.е. активно преобразовывает данную действительность.
Отсюда, согласно Г. М. Андреевой, одной из задач социальной психологии выступает выявление того конкретного "сплава", который возникает на каждом этапе социализации между сс двумя сторонами: усвоением социального опыта и воспроизведением его. Данная задача может решаться через определение стадий процесса социализации и ее институтов, в рамках которых осуществляется этот процесс[11].
Раскрывая проблематику социализации и адаптации, отметим, что впервые на рубеже веков социологом Ф. Гиддингсом в качестве ведущей задачи социализации было указано на способность человека приспосабливаться к обществу, которое обеспечивает ему успешное функционирование. Именно он впервые определил, что процесс достижения известного соответствия человека требованиям социальной среды возникает как процесс социальной адаптации, а нарушение его – как дезадаптация[12].
В качестве основного результата социальной адаптации выделяется формирование таких характеристик индивида, которые обеспечивают его нормативное функционирование. При этом основным критерием в оценке социального развития индивида становится его социальная успешность. В своем анализе социальной успешности человека Ф. Гиддингс исходит из наличия/отсутствия у него определенных личностных черт: так, более "социально желательными" являются люди внимательные, ответственные, независимые в мыслях и стремящиеся принести пользу обществу. Напротив же, безответственные, равнодушные, эгоистичные индивиды обречены на плохую приспособленность к социальной среде и неуспех[13].
Эта проблема по-разному предстает в различных теоретических ориентациях. В бихевиоризме социально-психологическая адаптация понимается как процесс, посредством которого достигается состояние социального равновесия между индивидом и группой, как отсутствие конфликтных отношений человека с ближайшим социальным окружением. Основное внимание психоаналитических концепций при анализе адаптации направлено на формирование и развитие защитных механизмов личности, при этом сам процесс адаптации выступает как многоуровневый, а психологические защиты могут играть для личности как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Для интеракционистского подхода к анализу социально-психологической адаптации характерно ее рассмотрение как успешного выполнения личностью нормативного ролевого репертуара и умения разрешать возникающие ролевые конфликты.
В эмпирических исследованиях социализации выделяется три ряда факторов, определяющих успешность социально-психологической адаптации. Это, во-первых, способность человека к изменению своих ценностных ориентации и "Я-концепции"; во-вторых, умение находить определенный "баланс" между своими ценностными ориентациями и социальной ролью; в-третьих, ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей.
В психологическом анализе вопрос соотношения параметров уникального (свойственного конкретной культуре) и всеобщего (свойственного разным культурам) в развитии индивида решается с помощью кросскультурных исследований. При этом для общей психологии интересна роль культуры в формировании психических процессов, а социальная психология прежде всего ориентирована на анализ факторов культуры в социальном развитии личности. Среди них выделяют формирование социального поведения, становление системы персональных ценностей, различия социальных норм и ценностей, вариативность ролевого поведения и особенности социальной идентичности и "Я-концепции".
Согласно Е. П. Белинской и О. А. Тихомандрицкой, нормативный образ может быть достаточно неструктурированным, однако именно он определяет особенности социализации: будет ли поддерживаться ее институтами активность или пассивность подрастающего человека, его стремление к индивидуальному успеху или ориентация на коллективные достижения, интернальный или экстернальный локус контроля, множественность или структурная "собранность" "Я-концепции"[14].
Пример из практики
Например, в американской культуре исторически сложилась высокая оценка таких личностных качеств, как уверенность в себе и умение владеть собой. В процессе социализации ребенок ориентирован именно на эту модель, и институты социализации будут формировать у него навыки уверенного и сдержанного в проявлении негативных чувств социального поведения. Данные качества будут представлены как ценности на уровне индивидуального сознания.
Таким образом, термином инкультурация обозначают процесс вхождения человека в культуру своего народа через "передачу по наследству", от поколения к поколению (трансмиссия культуры) всех свойственных конкретной культуре особенностей (от способов пеленания и времени отлучения от груди до представлений о смысле человеческого существования).
В качестве основного механизма трансляции культуры (на групповом уровне) выделяют культурную трансмиссию. Обычно называют три ее вида: 1) вертикальную трансмиссию, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т.п. передаются от родителей к детям; 2) горизонтальную трансмиссию, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками; 3) "непрямую" (oblique) трансмиссию, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике – у окружающих его, помимо родителей, взрослых – родственников, старших членов общины, соседей и т.п.
Впервые понятие инкультурации в научный обиход ввел американский культурантрополог М. Херсковиц. Культуру он рассматривал как "созданную человеком часть среды, включающую знания, верования, искусство, обычаи". В процессе инкультурации, по его мнению, индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур.
Процесс инкультурации продолжается всю жизнь, начинаясь с момента рождения, приобретения ребенком первых навыков и освоения речи и заканчиваясь со смертью. Инкультурация совершается под руководством старших на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения, в результате чего формируется человек, компетентный в культуре, в языке, ритуалах, ценностях и т.п.[15]
Важно понимать, что процессы социализации и инкультурации проходят одновременно, т.е. без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества. В своей работе М. Херсковиц выделяет два этапа инкультурации: 1) детство, когда происходит освоение языка, норм и ценностей культуры; 2) зрелость, т.е. инкультурацию во взрослом возрасте, которая в отличие от предыдущего этапа носит прерывистый характер и касается только отдельных "фрагментов" культуры, например изобретений, открытий, новых, пришедших извне идей. На первом этапе индивид в основном пассивно воспринимает культурные влияния, на втором происходит не только воспроизводство культуры в каждом из последующих поколений, но и ее развитие.