Г. Социалистическая республика
Развитие философской мысли и исторической практики во второй половине XIX–XX вв. вызвало к жизни понятие социалистической республики, соответствующей социалистическому типу государства. Теоретические основы социалистической республики были заложены в трудах основоположников марксизма-ленинизма. Утверждалось, что только такая республика сможет обеспечить полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией. Государственная власть должна суверенно распоряжаться обобществленными средствами производства и контролировать распределение материальных благ. Органы государства представляют собой единую систему, в рамках которой сочетаются законодательная и исполнительная власти. Это позволяет осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти. Переход к социалистической республике происходит путем осуществления пролетарской социалистической революции, в результате которой устанавливается диктатура пролетариата.
Исторически первым опытом социалистической республики стала Парижская коммуна (1871 г.). В период ее кратковременного существования был реализован принцип всеобщего равного избирательного нрава, устранены привилегии депутатов и введено право их отзыва. Старый государственный аппарат был полностью заменен новым. В его деятельности совмещались законодательные, исполнительные и судебные функции.
В результате победы Социалистической революции в России в 1917 г. была установлена Советская республика. По мнению В. И. Ленина, Советы обеспечивали реальное участие трудящихся в управлении государством при совмещении законодательной и исполнительной властей. Руководящую роль в организации государственной и общественной жизни играла партия рабочего класса.
Выборы в Советы сразу после революции и по Конституции 1918 г. строились на классовой основе: избирательное право имели только трудящиеся. Однако и среди них преимущество отдавалось рабочим. Конституция 1936 г. ввела всеобщее избирательное право и отменила классовый принцип формирования органов власти, создав единую систему Советов депутатов трудящихся. Конституция 1977 г. изменила название Советов. Они стали называться Советами народных депутатов и обладали более широкими полномочиями. В действительности власть Советов часто подменялась властью коммунистической партии.
После Второй мировой войны социалистический строй установился в ряде государств Восточной Европы, Азии, на Кубе. Форма правления в этих странах получила название народно-демократической республики. Общие черты ее схожи с признаками Советской республики. В организации управления отрицался принцип разделения властей, а государственная власть подменялась властью партократии.
В настоящее время социалистические республики продолжают существовать (Куба, Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика). Причем в Китае идет процесс реформ при сохранении социалистического строя. Все это нс позволяет отрицать социалистическую республиканскую форму правления как нежизнеспособную.
Специфические черты социалистической республики (имевшей место в СССР и ряде социалистических стран):
– в основу построения системы органов государственной власти положен принцип всевластия Советов, а не разделения властей;
– Совет (собрание народных представителей, народная ассамблея и др.) – особый орган представительства "трудового народа";
– Совет имеет законодательные, контрольные, распорядительные функции, он формально комплектует все иные органы (исполнительный комитет (администрацию), суды) и имеет право контролировать их деятельность;
– фактически официально самостоятельный Совет находится под пристальным контролем соответствующей территориальной организации монопольно правящей партии и лично ее первого секретаря;
– выборы в Совет носят формальный характер – кандидаты заранее подбираются и утверждаются партийными органами;
– избранные депутаты имеют императивный мандат – являются выразителями воли конкретных избирателей, обязаны исполнять их наказы, могут быть досрочно отозваны;
– Советы составляют единую соподчиненную систему во главе с Верховный Советом;
– пост президента, как правило, отсутствует; его заменяет особый коллегиальный орган ("коллективный президент") – Президиум Верховного Совета, Государственный совет и др.; фактически роль лидера государства играет Генеральный (первый) секретарь правящей коммунистической партии;
– в ряде стран – наличие двухступенчатого парламента, где существует многочисленный и редко созываемый орган "народного" представительства и формируемый им постоянно действующий рабочий орган (Съезд советов – ВЦИК, Всекитайское собрание народных представителей – Постоянный комитет ВСНП и др.);
– иерархия Советов во главе с Верховным Советом, полностью подконтрольная коммунистической партии, служит для легитимации (узаконения, придания государственной силы) решений коммунистической партии.