Сотрудничество в рамках Европейского союза
Сотрудничество по борьбе с преступностью и обеспечению общественной безопасности в рамках ЕС активно развивается с середины 1970-х гг.
Государственные органы правоохранительных систем государств — членов ЕС делают акцент на том, чтобы процессы интеграции в экономической и политической сферах сопровождались равнозначным укреплением внутренней безопасности этих стран, приведением к единым стандартам системы правоохранительных органов. Особенную актуальность данные предложения приобрели после ликвидации в 1986 г. таможенного и пограничного контроля на границах государств — членов ЕС исходя из ратифицированного Единого европейского акта 1986 г., преследовавшего цель ликвидации всех препятствий для движения и перемещения товаров, услуг, граждан, капиталов.
В Политической декларации о свободе передвижения людей, принятой вместе с Единым европейским актом, государства — члены ЕС обязались также сотрудничать в борьбе с терроризмом, преступностью, незаконным оборотом наркотиков, хищениями произведений искусства и антиквариата.
Все государства — члены ЕС входят в Совет Европы, при этом в ряде случаев между ними существуют международные договоры, в которых предусматривается более тесная интеграция по вопросам, уже отраженным в конвенциях Совета Европы. Например, в 1979 г. в Дублине было принято Соглашение, ратифицированное государствами — членами Европейского сообщества, которое регламентировало порядок исполнения Европейской конвенции о борьбе с терроризмом. Целью этого Соглашения являлось выполнение всех установленных положений для наиболее эффективной борьбы с терроризмом уже на международном уровне. Все страны, ратифицировавшие обозначенное Соглашение, обязаны публично определить, будет ли ими исполняться ст. 13 названной Конвенции, в которой содержится управомочивающая норма — возможность отказа в выдаче лица в случае совершения им преступления политического характера либо связанного с таковым. Если такая статья отсутствует в национальном законодательстве, то страны, принявшие Соглашение, обязуются в полном объеме исполнять все ее положения, тем самым нормы данного Соглашения переходят в разряд обязывающих.
Финансы, полученные в ходе преступной деятельности, также волновали Европейское сообщество, что привело к принятию в 1991 г. Советом ЕС обязательной к исполнению Директивы о предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег.
В 1995 г. в рамках ЕС были заключены Конвенция об упрощенной процедуре выдачи лиц, совершивших преступление, а также Конвенция о защите финансовых интересов Европейских сообществ, в которой регламентируются вопросы борьбы с мошенническими действиями в отношении денежных фондов ЕС.
При реализации положений, направленных на унификацию правоохранительных систем государств ЕС, широко используется и учитывается опыт пяти его членов — Бельгии, Люксембурга, Нидерландов, Германии и Франции, которыми 19 июня 1990 г. в Шенгене (Люксембург) была одобрена Конвенция о полной отмене контроля на разделяющих их страны границах (позднее к ней присоединились Испания, Португалия, Дания, Финляндия и Швеция). Данному решению предшествовала большая подготовительная работа, проведенная шенгенской "пятеркой" на основе соглашения 1985 г., содержавшего рекомендации по выработке комплекса мер, которые должны были компенсировать ожидавшиеся риски (в связи с отменой в перспективе контроля на внутренних границах), связанные с ростом преступности, массовым притоков мигрантов.
Разработка предложений по минимизации обозначенных рисков велась в таких направлениях, как: расширение сотрудничества в правоохранительной сфере, предупреждение правонарушений и преступлений, проведение научных исследований; создание в г. Страсбурге (Франция) общего компьютеризированного банка данных и системы розыска лиц и вещей ("Шенгенская информационная система"); упрощение процедуры международных взаимодействий по передаче и расследованию уголовных дел; развитие сотрудничества между органами полиции, увеличение количества обмениваемой информации, установление права преследования по горячим следам и права на продолжение слежки за лицом, совершим преступление, на территории соседнего государства; гармонизация иммиграционной и визовой политики, законодательства и административных правил в отношении наркотиков, оружия, взрывчатых веществ, а также бланков регистрации постояльцев в отелях.
Одной из основных задач, для решения которой была принята Шенгенская конвенция 1990 г., является создание в определенном роде собственного небольшого сообщества для апробации возможностей сотрудничества и взаимодействия всех его участников в правоохранительной сфере в условиях отсутствия контроля на внутренних границах государств-участников. Компенсационным мерам посвящен в основном раздел III этого объемного документа ("Полиция и безопасность"), состоящий из семи глав, названия которых дают общее представление об их содержании.
Государства — члены ЕС при утверждении плана, направленного на уменьшение рисков роста криминала, спровоцированного отменой в 1993 г. контроля на их внутренних границах, приняли соглашение, затрагивающее следующие компенсационные меры: доведение до сведения других государств информации о наиболее опасных и известных преступных организациях, группах, бандах; образование для этой цели единой информационной базы "полицейских атташе"; сопутствие проведению следственных и иных процессуальных действий органами национальных служб стран — членов ЕС; контроль и надзор за незаконным оборотом запрещенных товаров и веществ через государственные границы, в том числе оружием, боеприпасами, наркотическими средствами и психотропными веществами; сближение национального законодательства, введение единых стандартов расследования и наказания за преступления, связанные с причинением вреда межнациональным интересам на региональном уровне.
Следует отметить то факт, что ряд государств-членов агитируют за создание в ЕС единой системы правоохранительных органов — полиции. В начале 1990-х гг. страны — члены ЕС решили привести к единому знаменателю стратегию в сфере уголовного судопроизводства и отправления правосудия. Результатом данной деятельности стал Европейский отдел по борьбе с наркотиками, в задачу которого вошли передача и хранение информации о лицах, разыскиваемых за правонарушения, связанные с наркотиками. К 1995 г. в соответствии с Конвенцией об учреждении Европейской полицейской организации на базе этого органа была учреждена структура под названием "Европол". В соответствии с этой Конвенцией данной организации отводятся функции информационно-аналитического и координационного центра в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, радиоактивных материалов, трансплантатов, кражами автомобилей, торговлей людьми, нелегальной иммиграцией и отмыванием преступных доходов.
Европол определил три ключевых вектора своей деятельности: мониторинг уровней преступности и криминализации общества, создание системы индексации (или системы указателей данных) и налаживание систем коммуникаций между службами разных стран. В начале 1996 г. был начат долгосрочный проект по созданию всех этих систем с целью предоставить европейской полиции возможность сотрудничества и обмена знаниями для более эффективной борьбы с международной преступностью.
Согласно учредительной Конвенции Европол осуществляет свою деятельность по борьбе со следующими видами преступлений: незаконная торговля наркотиками, незаконная миграция, терроризм, подделка денег и других средств оплаты, фальшивомонетничество, торговля людьми, детская порнография, незаконная торговля транспортными средствами, иные преступления против личности, финансовые преступления и преступления организованного характера.
Деятельность осуществляется посредством направления запроса как государством — членом ЕС, так и самим Европолом в какое-либо из этих государств. Важным условием является наличие фактических признаков совершения преступлений на территории нескольких государств.
В соответствии с Конвенцией об учреждении Европейской полицейской организации Европол должен вести компьютеризованную систему сбора информации ограниченного и четко определенного содержания, обеспечивающую быстрый доступ к сведениям, которыми располагаю! страны члены ЕС и Европол.
Деятельность Европола опирается на Шенгенскую информационную систему, в компьютерную память которой заложены данные обо всех преступниках, объявленных в розыск в странах ЕС, о лицах, которым запрещен въезд хотя бы в одну из этих стран, о похищенных произведениях искусства, документах, автомобилях и т.д.
Основным органом Европола является Совет, который состоит из представителей всех государств-участников. На Совете председательствует одно из государств — членов этой Организации. Руководит Организацией Директор, который назначается Советом на четыре года не более чем один раз. Также в структуре есть финансовый контролер, назначаемый Советом и подотчетный ему; Бюджетный комитет, состоящий из представителей всех государств-членов.
Между специализированными международными организациями Интерполом и Европолом существует соглашение о сотрудничестве. Европол имеет право принимать участие в совместных расследованиях государств — членов ЕС и требовать от них проведения расследования.
Гармонизации политики и законодательства в сфере борьбы с преступностью способствуют решения рекомендательного характера, принимаемые Советом ЕС (например, рекомендации 1993 г. по международной организованной преступности, резолюция 1995 г. о защите свидетелей в процессе борьбы с международной организованной преступностью и резолюция 1996 г. о лицах, сотрудничающих в судебном разбирательстве в ходе борьбы с международной организованной преступностью).
Службы государственной безопасности стран — участниц ЕС тесно взаимодействуют в рамках таких специализированных органов сотрудничества, как "Венский клуб" (борьба с международным терроризмом), "Бернский клуб" (борьба с преступлениями против государства) и "Берлинский клуб" (борьба с экономическим шпионажем). При этом в заседаниях бернской и венской групп участвуют также министры внутренних дел Австрии и Швейцарии. Все государства — члены ЕС принимают участие в деятельности Группы Помпиду, функционирующей под эгидой Совета Европы.