Сотрудничество, компромисс и конкуренция
По мнению специалистов в области разрешения конфликтов, стратегии взаимодействия, избираемые участниками конфликтной ситуации, становятся решающим фактором ее конструктивного преодоления.
Стратегии поведения участников межличностной конфликтной ситуации делятся на три основные категории.
Сотрудничество – кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. В этой стратегии, наиболее предпочтительной из всех, каждая из сторон конфликта объединяет свои усилия для выработки наиболее оптимального решения. Эта стратегия чаще всего используется в случаях, когда:
– интересы общего дела гораздо важнее личных амбиций участников конфликта;
– имеется большое уважение к мнениям оппонентов с обеих сторон и определенная история дружеских отношений между ними.
Первая группа стратегий расценивается как наиболее эффективный путь к разрешению межличностных конфликтов. Она объединяет разнообразные переговорные стратегии, ведущие к выработке решений, в большей или меньшей степени удовлетворяющих интересам обеих сторон.
К силовым стратегиям относятся стратегии поведения участников конфликта, направленные на достижение собственных интересов без учета интересов партнера. Психологически они описываются в терминах доминирования, конкуренции, соперничества.
Конкуренция – стратегия поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов. В этой стратегии партнер дистанцируется, тесного взаимодействия с ним нс происходит. Субъект действует авторитарно, абсолютно уверенный в своей правоте, подавляя интересы другой стороны.
Партнер в этом случае ощущает себя проигравшим, а это может стать источником будущих конфликтных ситуаций, обусловленных борьбой партнера за свои права. При этом ориентация на собственные цели может реализовываться в жестком поведении – напористости, использовании жестких аргументов, выставлении ультимативных требований, эмоциональном давлении на партнера и т.д.
Однако субъект конфликта может прибегать и к "мягким", манипулятивным формам воздействия на партнера. Речь идет о таких случаях, когда субъект скрывает свои подлинные намерения; вместе с тем с помощью ложных отвлекающих маневров он добивается того, чтобы партнер, сам того не осознавая, изменил свои первоначальные цели.
При внешнем различии в конкретном поведении эти стратегии отличает исключительная ориентация на достижение собственных целей и игнорирование интересов партнера. Их использование означает стремление к победе своей точки зрения, их целью является утверждение собственной позиции, реализация своего интереса, т.е. собственная победа.
Третью группу стратегий взаимодействия в конфликте образуют такие формы поведения, которые подразумевают стремление к уходу от конфликта на основе компромисса.
Компромисс – стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента. Эта стратегия включает в себя элементы поведения (стиль) всех остальных четырех стратегий и используется в ситуациях, когда вынужденная необходимость идти на некоторые уступки компенсируется сохранением более или менее положительных взаимоотношений в надежде на то, что со временем появятся какие-либо другие возможности для разрешения конфликта.
Надо учесть, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных ситуациях и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. Чересчур жесткое следование одному из стилей ограничивает возможности достижения обоюдных договоренностей и восстановления баланса сил.
Каждый из вышеприведенных стилей разрешения конфликта может быть рассмотрен в рамках дилеммы "выигрыш – проигрыш" в ее различных вариантах.
Стиль сотрудничества предполагает тактику "выиграть – выиграть", при которой обе стороны находят приемлемое решение. Надо помнить, что жизнь – не спортивное состязание, в котором наличие победителя означает наличие большего числа побежденных. Когда выигрывают обе стороны, это означает укрепление и улучшение взаимоотношений. Выигравшие стороны будут склонны поддерживать принятое решение и соблюдать договоренности.
Стиль соперничества и конкуренции предполагает тактику "выигрыш – проигрыш", в которой одна сторона выходит несомненным победителем. Нередко этой тактики придерживаются специалисты, стремящиеся во что бы то ни стало чувствовать себя правыми, с тем чтобы оградить себя от переживания чувства неполноценности и той боли, которую несет в себе поражение. Но проигравший сегодня может отказаться от сотрудничества завтра. Это один из путей, который, в частности, ведет к отчуждению детей от своих родителей.
Стиль компромисса означает тактику "не проигрыш – нс выигрыш", при которой обе стороны идут на уступки друг другу. При достижении соглашения на основе компромисса нет полной удовлетворенности, но нет и неудовлетворенности каждой из сторон, что, по крайней мере, позволяет надеяться на продолжение контактов в будущем и достижение более впечатляющих результатов.
Взаимоотношения в социальной работе можно рассматривать как эмоциональные связи между социальным работником и клиентами или системами, действующими в преобладающей атмосфере сотрудничества, или же компромисса, или конкуренции. Можно провести путем анализа разграничения между этими тремя типами отношений и факторами их развития. Хотя на практике в каждом типе отношений проявляются признаки всех трех типов, в каждом отдельном случае преобладает или сотрудничество, или компромисс, или конкуренция в ситуации относительно целей процесса перемен и методов его достижения.
Отношения сотрудничества с клиентами облегчаются ценностными ориентациями социального работника, которые подчеркивают независимость и демократизм в принятии решения. Люди более охотно воспринимают усилия, направленные на достижение перемен и даже, при необходимости, идут на риск, если они санкционировали эти усилия, помогли определить цели перемен; а если почувствовали доверие к социальному работнику, они и сами добиваются перемен.
Отношения сотрудничества с клиентами, у которых возникли и остаются нерешенными проблемы межличностного общения, обычно рассматриваются в терминах создания проводником перемен приемлемой атмосферы в процессе его общения с клиентами. Такая атмосфера усиливает чувство доверия, честности и благородства в отношениях между клиентами и социальными работниками.
Если социальный работник воспринимается как лицо, заинтересованное в достижении тех же целей, что и другая сторона, и выказывает желание сотрудничать, сотрудничество становится возможным.
Первое. Выработанные обществом культурные нормы и ценности предполагают готовность к сотрудничеству и стремление одолеть противоречия. Такая ценностная ориентация помогает социальному работнику уговорить многих на участие в решении одной проблемы, затрагивающей интересы всех в той или иной мере, даже в том случае, когда они не совсем доверяют друг другу и преследуют нс одинаковые цели.
К примеру, социальный работник может, в конечном счете, добиться согласия на переговоры между представителями отдела социального обеспечения, отдела социальной защиты населения, отделения милиции, отдела здравоохранения, домоуправления по вопросам охраны порядка на территории микрорайона.
Второе. На стадии заключения соглашений появляется возможность выяснить скрытые резервы, обеспечивающие необходимые перемены.
Так, например, больной туберкулезом может согласиться на лечение, сотрудничество с социальными работниками и на участие в оздоровительной программе в обмен на улучшение его жилищных условий.
Третье. Различия в статусах и властных полномочиях договаривающихся систем может затруднить достижение соглашения. Можно облегчить его путем перераспределения па определенное время властных полномочий между этими системами.
Четвертое. Стороны с неодинаковыми властными полномочиями и положением в обществе могут вступать в соглашения на основании закона.
К примеру, на основе договоренности заключаются соглашения между инспектором по делам условно осужденных и обвиняемым, освобождаемым из-под стражи под честное слово. Оба находятся в отношениях сотрудничества. Общественные группы содействия во главе с социальным работником, пытающиеся договориться с местными учреждениями и организациями, часто испытывают большие затруднения из-за отсутствия достаточных властных полномочий, не предусмотренных статусом.
Игнорирование тактики сотрудничества при решении острых проблем приводит к генерализации конфликта. Генерализация конфликта – переход в конфликте от поверхностных к более глубоким противоречиям, увеличение диапазона различных точек столкновения, которое сопровождается расширением границ конфликта.