Сотрудничество как условие формирования коммуникативной компетенции
Идея сотрудничества берет свое начато в классической педагогике. Так, С. Т. Шацкий писал: "Дети не могут жить нормально вне свободного общества детей. Нужно дать им возможность создать свое общество. Самое главное у детей – их общественные инстинкты. Мы – товарищи детей. Мы должны делать все, что делают дети, и не должны цепляться за свой авторитет, чтобы не подавить ребят. Мы должны самым точным образом подчиняться всем правилам, которые вырабатывают дети".
Педагогика сотрудничества получила свое развитие в 80-е гг. XX в. Она возникла как альтернатива традиционной педагогики. Основателями педагогики сотрудничества но нраву считаются педагоги-новаторы, такие как: В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, И. П. Иванов, Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, И. П. Волков, семья Никитиных и др.
В педагогике сотрудничества принципиально по-новому строятся отношения между учениками и учителями. И учитель, и ученик рассматриваются как равноправные субъекты взаимодействия. Педагогика сотрудничества имеет свои основные идеи.
Идея гуманизма. Гуманизация – это поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинства, доверие к нему, приятие его личностных целей, запросов и интересов, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, для его самоопределения. Предполагается, что ориентация школы направлена не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценности его сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов.
Идея свободы выбора. Для того чтобы уметь принимать решение за себя и за других, человек должен накопить определенный опыт уже в школьные годы. Реализуя идею свободы, учащиеся выбирают понравившиеся задания из тех, которые предлагал учитель (Ш. Амонашвили), вариант сложности задания (В. Шаталов), тему для дискуссии (E. Н. Ильин), коллективное творческое дело (И. П. Иванов), творческую комнату (И. П. Волков), развивающее занятие (семья Никитиных). Важно приучить детей к свободному выбору на основе своих интересов и потребностей, самооценке.
Идея участия ребенка в организации педагогического процесса. Ученики должны иметь реальную возможность влиять на педагогический процесс. Важно продумывать формы такого участия. По системе И. П. Иванова осуществляется поиск дел интересных и полезных "для себя и для людей". Система Ш. Амонашвили предполагает возможность для выражения отношения к уроку (что поправилось, что не понравилось) и самостоятельность подготовки интересных заданий к уроку. По методике С. Лысенковой учащиеся учатся с опережением программы.
Идея заботы. Ученики приобретают умения продуктивных социальных отношений, проявляя ответственность и заботу о себе и окружающих. Ученикам В. Шаталова в случае затруднения на контрольной работе не нужно было ловчить и списывать, им достаточно было открыто заявить, что им нужна помощь, и в этом случае к ним направлялся "педагогический десант" – это те, кто раньше других справились со сложным заданием. Участники творческих дел в коммунарских коллективах, работающих по методике И. П. Иванова, следовали лозунгу: "Наша цель – счастье людей".
Идея сотворчества. Творчество как процесс создания нового присуще всем новаторским системам. На уроках Ш. Амонашвили назначались три минуты поэзии, делались творческие книжки, играли в Маленького Принца. В коммунарских коллективах И. П. Иванова была создана принципиально новая методика, которая позволила отказаться от отрепетированных занятий и учила создавать новое "сейчас и здесь" в радостном коллективном взаимодействии. В творческих комнатах И. П. Волкова ученикам разрешалось реализовывать любые идеи вплоть до создания вечного двигателя.
Идея опоры и педагогической поддержки. Опора нужна, чтобы учиться победно. Опорой в учебной деятельности являются сигналы, схемы, ключевые фразы, которые стимулируют ассоциативную память и позволяют, не зазубривая материал, качественно его усваивать.
Педагогика сотрудничества предполагает грамотную педагогическую поддержку развития каждого ученика, работу в зоне ближайшего развития каждого.