Сотрудничество с другими странами

Первой из внерегиональных держав, которая встала на этот путь, оказался Китай. Двусторонний саммит 2001 г., состоявшийся в Брунее, явился точкой отсчета переговоров о создании совместной зоны свободной торговли (ЗСТ).

В качестве причины сближения можно рассматривать усиление регионального вектора в стратегии развития стран- членов АСЕАН и КНР, что непосредственно связано с углублением процесса глобализации и созреванием соответствующих новых вызовов. Стороны видят во взаимном сотрудничестве перспективное условие оптимизации своего хозяйственного развития и внешнеэкономической политики.

За годы сотрудничества было подписано много соглашений по либерализации двусторонней торговли и создана зона свободной торговли. По оценкам экспертов, зона свободной торговли между Китаем и АСЕАН охватывает регион с населением 1,7 млрд человек, ВВП – около 2 трлн долл, и объемом внешней торговли 1,23 трлн долл. Это потенциально самая большая зона свободной торговли в мире по населению, а среди развивающихся стран – по ВНП и товарообороту[1]. В декабре 2005 г. АСЕАН и Южная Корея, последовавшая примеру Китая, подписали собственное соглашение о свободной торговле, которое предполагалось полностью оформить к концу 2006 г. Двусторонние соглашения о свободной торговле (ССТ) были достигнуты между Сеулом и девятью членами АСЕАН. Однако Таиланд отказался присоединиться к ним из-за упорного несогласия Южной Кореи включить рис в список сельскохозяйственных товаров, подпадающих под либерализацию. В окончательном варианте ССТ должно включать в себя положения, относящиеся к торговле, сфере услуг, инвестиций, и порядок урегулирования возникающих конфликтов.

После достижения договоренностей между АСЕАН и Южной Кореей, Япония осталась единственной страной Северо-Восточной Азии, не имевшей сходного соглашения. Эти взаимоотношения были выгодны обоим партнерам. С одной стороны, АСЕАН была заинтересована в японских капиталах, более передовых, чем у китайцев, технологиях, и прямой помощи. С другой стороны, Юго-Восточная Азия – крупнейший рынок для японских товаров и инвестиций. Поддержание нормальных и даже дружеских отношений со странами АСЕАН – важнейшее условие его эффективного использования и создания благоприятных условий для деятельности японских корпораций. К тому же Токио обладал серьезным заделом в отношении стран АСЕАН к тому времени. В середине декабря 2003 г. в ходе юбилейного саммита, посвященного 30-летию установления двусторонних диалоговых связей, была подписана "Токийская декларация о динамичном и прочном партнерстве в новом тысячелетии". Для реализации Декларации японской стороной был разработан План действий, рассматриваемый как компас развития двусторонних отношений по всем азимутам. В дальнейшем с японской скрупулезностью начали разрабатываться ежегодные доклады, отслеживающие ход выполнения Плана действий.

Все это нашло отражение в очередном докладе, представленном на саммите Япония – АСЕАН в ноябре 2004 г. во Вьентьяне. Еще перед этим саммитом в середине 2004 г. Токио присоединился к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии. Тогда же была подписана совместная декларация о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом, а в апреле 2005 г. была достигнута договоренность с Сингапуром, Лаосом и Камбоджой о взаимодействии в борьбе с пиратством и вооруженными нападениями на морские суда. Позднее к соглашению присоединились Бруней и Филиппины. Япония также предложила техническую помощь Индонезии и Малайзии в налаживании мониторинга движения судов по Малаккскому проливу. Токио также взял на себя обязательство оказать поддержку инициативе по интеграции АСЕАН и развитию ее отдельных субрегионов. Японские ведомства международного сотрудничества выделили 600 млн долл. на сооружение пяти объектов телекоммуникационной инфраструктуры в районе Большого Меконга. "Старые" члены АСЕАН полностью поддержали участие Японии в проектах, призванных преодолеть разрыв в уровнях развития между двумя частями "десятки". В том числе, программах, разработанных непосредственно "индокитайским квартетом". Более того, страны-основатели Ассоциации приветствовали японские инвестиции в развитии гидроэнергетики Восточного Индокитая и перенос экологически чистых производств, для создания которых там существовали относительные преимущества.

Уместно отметить, что формальные японо-асеановские переговоры о заключении соглашения о свободной торговле начались еще в апреле 2005 г., но сразу же натолкнулись на серьезные разногласия относительно общего видения восточноазиатской региональной интеграции. Токио явился сторонником паназиатского ССТ, объединяющей все 16 стран – ставших участниками организованной в Куала-Лумпуре в 2005 г. Международной организации восточноазиатских саммитов (ВАС). В то время как страны АСЕАН предпочитали двигаться шаг за шагом, делая упор на первом этапе на взаимодействие в рамках АСЕАН плюс три (Япония, Китай и Южная Корея) и лишь затем перейти к формированию более широкого Восточно-азиатского сообщества.

Еще одним камнем преткновения стал предложенный Японией план ликвидации таможенных барьеров на 90 процентов номенклатуры взаимной торговли. Однако АСЕАН предлагала 100-процентное сокращение тарифов на все товары, экспортируемые в Японию, одновременно пытаясь добиться некоторых исключений из номенклатуры японского импорта[2].

Другим препятствием являлось то, что АСЕАН, ведя аналогичные переговоры с Китаем, Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией, разработала единую схему сокращения таможенных тарифов. По этой схеме, за партнерами сохранялось право в одностороннем порядке изымать определенную номенклатуру товаров из процесса торговой либерализации. Япония, со своей стороны, решительно сопротивлялась применению подобной практики и настаивала на обсуждении вопроса об отмене таможенных ограничений по каждому товару в отдельности.

В начале апреля 2006 г. Япония объявила амбициозный план сформировать ЗСТ с участниками ВАС. Тогдашний министр торговли и промышленности Тосихиро Никай заявил, что создание ЗСТ к 2010 г. станет первым шагом в формировании Восточноазиатского сообщества. В известной степени, подобный шаг можно было расценить как попытку Японии восстановить свое региональное лидерство, упущенное в результате более активных действий со стороны Китая. Тем самым японцы как бы признавали свою ошибку, которая заключалась в том, что "страна восходящего солнца" находилась в числе государств, долго игнорировавших соглашения о свободной торговле. Однако перемены в мире – рост соперничества с Китаем за региональное лидерство, конкуренция за доступ к источникам энергоресурсов и минерального сырья круто изменили подход Токио. Япония решительно приступила к усилиям, направленным на заключение СОТ с максимальным количеством стран.

Первое соглашение было заключено Японией с Сингапуром в 2002 г. и потребовало всего один год на согласование, поскольку не было связано с проблемой торговли продовольственными товарами. Зато японские корпорации и банки получили доступ к сингапурскому финансовому рынку и сфере страховых услуг. После двух лет напряженных переговоров в конце 2005 г. другое соглашение было подписано с Малайзией и вступило в силу в середине 2006 г. По этому соглашению в течение 10 лет отменялись таможенные пошлины практически на все промышленные товары и продукцию плантационного хозяйства. Помимо торговли, соглашение затрагивало также сферу услуг, права интеллектуальной собственности, порядок инвестирования и правила конкуренции. Соглашение с Таиландом было подписано в апреле 2007 г. Проект документа был готов еще в 2005 г., однако его подписание в 2006 г. было отложено из-за военного переворота в Бангкоке. В соответствии с соглашением, Таиланд снижал импортные тарифы на японские автомобили к 2015 г., а Япония сокращала тарифы на куриное мясо и полностью отменяла пошлины на морепродукты и тропические фрукты из Таиланда. Вопрос о ввозе в Таиланд промышленных отходов из Японии был окончательно снят по настойчивым требованиям местных НПО.

Рамочное соглашение с Индонезией было подписано в конце 2006 г. и вступило в силу в конце 2007 г. Особенностью договоренности явилось включение особой статьи о гарантированных поставках энергоносителей. Индонезия являлась крупнейшим экспортером сжиженного природного газа (СПГ) в Японию – 25% от 58 млн тонн, закупленных японскими компаниями в 2005 г. По соглашению, Индонезия брала на себя обязательство в случае невозможности в будущем в полном объеме покрывать согласованные потребности, заранее сообщать об этом в Токио. Такая оговорка была сделана в связи с тем, что в Японии начали проявлять беспокойство после того, как Джакарта предупредила о перспективе сокращения экспорта СПГ после 2010 г. по причине роста внутреннего потребления[2].

Японо-брунейское соглашение было подписано в декабре 2006 г. и вступило в силу в 2007 г. Помимо сокращения или полной ликвидации таможенных пошлин, соглашение также содержало положение о гарантированных поставках энергоносителей.

Соглашение об экономическом партнерстве с Филиппинами формально было подписано в сентябре 2006 г. По условиям этого соглашения, стороны обязаны сократить на 90 процентов импортные тарифы на промышленные товары в течение 10 лет.

Если говорить о японо-АСЕАНовских переговорах в целом, в середине декабря 2006 г. стороны в очередной раз пришли к принципиальной договоренности о создании зоны свободной торговли в течение 10 лет.

Таким образом, можно отметить, что две наиболее активно соперничающие державы в ЮВА в укреплении своих позиций пошли различным путем. Китай в 2010 г. завершил свои усилия по созданию зоны свободной торговли со всей асеановской десяткой. С 1 января 2010 г. эта зона была создана и только за период с янпаря по сентябрь 2010 г. обеспечила Китаю и странам АСЕАН рост взаимного товарооборота на 43,7% до 211,31 млрд долл.

После состоявшегося в 2010 г. саммита АСЕАН–Китай в Ханое лидеры Китая и стран АСЕАН опубликовали совместное заявление о поступательном развитии, в котором изложена суть многих мер по углублению двустороннего сотрудничества.

Предполагается, в частности: всеобъемлющее и эффективное претворение в жизнь соглашения о зоне свободной торговли Китай–АСЕАН, активизация сотрудничества в аграрной отрасли в целях обеспечения продовольственной безопасности, активизация сотрудничества в энергетике и укрепление диалога и взаимодействия на международных переговорах по климатическим изменениям.

Японский проект отдельного строительства ЗСТ с каждой из стран АСЕАН сегодня выглядит куда менее успешным, чем китайский, так как все более очевидно, что отдельные соглашения о свободной торговле не исключают необходимости для Японии договариваться со всей АСЕАНовской десяткой в целом. Хотя определенное оживление в торговле и происходит, все равно это несравнимо с успехами ЗСТ Китай–АСЕАН.

Достаточно сложно складывались отношения между АСЕАН и Соединенными Штатами. Во время пребывания у власти второй администрации Дж. Буша, США постепенно пришли к убеждению, что одним из главных способов сохранить свое влияние в Восточной Азии является расширение контактов с АСЕАН. Как писала бангкокская газета "The Nation", "Соединенные Штаты, в конце концов, признали АСЕАН в качестве коллективной политической общности, с которой следует иметь дело в более деликатной манере. Это понимание пришло в то время, когда Вашингтону потребовалось наложить ограничения на растущую роль Китая".

США предпринимали шаги по укреплению своих связей с АСЕАН во время ежегодных саммитов АТЭС. Так, например, в Пусане, Республика Корея, в ноябре 2005 г., президент Дж. Буш встречался с лидерами семи стран АСЕАН и подписал совместную декларацию о всеобъемлющем сотрудничестве. Начиная с этого момента, двусторонние отношения пошли по восходящей линии. Одновременно, не желая отставать от идущих в Восточной Азии процессов, США предприняли дополнительные шаги по укреплению двусторонних отношений с АСЕАН. В июле 2006 г. США подписала в Куала-Лумпуре Рамочное соглашение о торговле и инвестициях. Тем не менее, открытым оставался вопрос о переводе отношений между США и АСЕАН в формат двусторонних саммитов. Однако в распоряжении Вашингтона сохранялся весьма солидный арсенал других механизмов взаимодействия с АСЕАНовской "десяткой", в том числе двустороннее диалоговое партнерство, АРФ, АТЭС. Нельзя забывать также, что США были связаны военно-политическими альянсами с Японией, Республикой Корея, Таиландом и Филиппинами.

В то же время из-за серьезных разногласий топтались на месте переговоры вашингтонской администрации о заключении двусторонних ССТ с Малайзией, Таиландом и Южной Кореей. США временно прервали переговоры с Филиппинами, требуя от Манилы проведения дополнительных реформ в рамках достигнутых соглашений о свободной торговле в финансово-экономической сфере. Ход торговых консультаций с Таиландом временно прервали произошедший в Бангкоке государственный переворот и возникшая в стране политическая нестабильность. Рассматривая текущую ситуацию в развитии диалогового партнерства АСЕАН–США, следует сказать о перспективе новых перемен. США осознали, что углубление многостороннего сотрудничества с АСЕАН как региональной организацией и прагматичная перестройка военно-силовых связей с государствами ЮВА являются единственным эффективным способом противодействия возвышению КНР в регионе.

Отношения с Европейским союзом (ЕС) занимают особое место в структуре международных связей АСЕАН. Это обусловлено не только тем, что ЕС является одним из ключевых экономических партнеров Ассоциации, но и самой спецификой взаимодействия между двумя крупнейшими региональными интеграционными блоками.

Несмотря на длительность своего существования, мощный экономический фундамент и развитую сеть институциональных механизмов, диалог между АСЕАН и ЕС пока нельзя назвать особо результативным. Это связанно с глубинными различиями политических культур и моделей регионализма, заложенными в основу двух блоков, что, в свою очередь, затрудняет выработку устойчивой системы общих политических интересов и приводит к значительным трудностям в практической реализации межблокового взаимодействия.

Вместе с тем в последнее время в диалоге наметились многочисленные перспективные направления взаимодействия и новые пути разрешения существующих проблем.

Таблица 12.4

Доля стран АСЕАН в экспорте и импорте их основных торговых партнеров, %

Показатель

Годы

Страны

Китай

Гонконг

Япония

Р. Корея

США

ЕС

АСЕАН

Другие страны

Доля экспорта

2001–2004

7,44

6,05

9,91

3,25

25.08

18,64

9,61

20,03

2005-2008

9,73

6,00

8,52

3,51

20,91

18,69

9,62

23,01

2009-2010

10,42

5,45

7,52

3,78

16.98

18,21

9,85

27,80

2011

12,03

5,92

7,01

3,60

16,37

17,02

10,14

27,92

Доля импорта

2001-2004

6,85

2,59

17,40

5,12

13,41

12,64

22.79

19,20

2005-2008

10,97

2,16

13,23

4,94

10,11

11,51

25,60

21,47

2009-2010

12,62

1,85

11,36

5,48

8,97

11,53

25,07

23,13

2011

13,56

1,81

12,01

5,92

8,60

10,72

25,09

22,30

Источник: United nations conference on trade and development, merchandise trade matrix, export and import, 2002–2012.

Данные свидетельствуют, во-первых, о росте региональной торговли, во-вторых, преобладании не столько позиций самих стран АСЕАН, сколько Китая, Японии и США. В целом же, следует отметить положительную динамику торговли за последнее десятилетие.

До начала формирования ЗСТ объем торговли Китая с АСЕАН, хотя постепенно возрастал, но был незначительным. В 2001–2004 гг. на пего приходилось не более 8% совокупного экспорта и 7% импорта членов Ассоциации. Однако роль важного торгового посредника между Китаем и АСЕАН играет Гонконг. Если объединить статистику двух частей Китая, то удельный вес "большого" Китая в торговле с АСЕАН был выше. В 2001–2004 г. он достиг 13–14% от объема экспортных операций стран ЮВА и 8–9% импортных и примерно на этом уровне сохранился в 2006 г. (его доля в импорте выросла примерно на два процентных пункта)[4]. Поскольку одновременно снижалась доля США, Японии и ЕС, КНР встала в ряд ключевых партнеров Ассоциации, по удельному весу в товарообороте, сравнявшись с ними, а в импорте даже выйдя вперед. Такая тенденция обусловлена в том числе процессом торговой либерализации, реализацией Китаем норм ВТО. Интересно, что при этом повышалось значение АСЕАН как торгового партнера КНР, и сокращалась ее доля в товарообороте развитых стран, особенно Японии.