Три состояния личности по Э. Берну
Весьма известна и получила широкое применение схема состояний личности, разработанная Эриком Леннардом Берном – американским психологом и психиатром. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа. Берн сосредоточил внимание на "трансакциях" (от англ. trans– приставки, обозначающей движение от чего-то к чему-либо, и англ. action – "действие"), лежащих в основе межличностных отношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния ("Я"-состояния): взрослый, родитель и ребенок. Вступая в контакт с окружающими людьми, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.
Согласно Э. Берну, все эти три состояния личности формируются в процессе общения и человек приобретает их независимо от своего желания. Самый простейший процесс общения – это обмен одной трансакцией, он происходит по схеме: "Стимул" первого собеседника вызывает "реакцию" второго, который, в свою очередь, направляет "стимул" первому собеседнику, т.е. почти всегда "стимул" одного становится толчком для "реакции" второго собеседника. Дальнейшее развитие разговора зависит от текущего состояния личности, используемого в трансакциях, а также их комбинациях. Таким образом, трансакционный анализ представляет собой психологическую модель, служащую для характеристики и анализа поведения человека, – как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.
Характеристика эго-состояний по Берну
1. Эго-состояние родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь – от родителей. Внешне они часто выражаются в критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Как и все другие эго-состояния, состояние Я-родитель имеет сильные и слабые стороны.
Сильные стороны эго-состояния родителя |
Слабые стороны эго-состояния родителя |
Уверенность в своей правоте. Вера в силу моральных требований. Стремление к покровительству и защите слабого |
Сознание своего превосходства и права "карать". Догматизм. Безапелляционность |
2. Эго-состояние взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно их рассчитывая.
Сильные стороны эго-состояния взрослого |
Слабые стороны эго-состояния взрослого |
Расчет действий. Контроль над ними. Трезвость в оценках, понимание относительности догм |
Излишний скептицизм. Недостаток спонтанности или бедность фантазии. Недооценка эмоциональной стороны жизни |
3. Эго-состояние ребенка содержит побуждения, которые возникают у него естественным образом. Оно также содержит характер ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Эго-состояние ребенка отвечает также за творческие проявления личности.
Сильные стороны эго-состояния ребенка |
Слабые стороны эго-состояния ребенка |
Раскованность. Творческие порывы. Импульсивная жизнерадостность, фантазия, любопытство |
Пугливость. Неуверенность, беспомощность, доверчивость. Несдержанность |
Когда человек действует и чувствует подобно тому, как это делали его родители, – он находится в эго-состоянии родителя. Когда он имеем дело с текущей реальностью и ее объективной оценкой – он находится в эго-состоянии взрослого. Когда человек чувствует и ведет себя подобно тому, как он делал это в детстве, – он находится в эго-состоянии ребенка. В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трех эго-состояний. Основные особенности этих состояний представлены в табл. 4.4.
В заключение отметим, что трансактный анализ, основанный Эриком Берном, раскрывает такие рассмотренные нами три эго-состояния, в которых может находиться каждый че-
Таблица 4.4
Основные характеристики позиций родителя, взрослого и ребенка
Основные характеристики |
Родитель |
Взрослый |
Ребенок |
|
Характерные слова и выражения |
"Все знают, что ты не должен никогда..."; "Я не понимаю, как это допускают..." |
"Как?"; "Что?"; "Когда?"; "Где?"; "Почему?"; "Возможно..."; "Вероятно..." |
"Я сердит на тебя"; "Вот здорово!"; "Отлично!"; "Отвратительно!" |
|
Интонации |
Обвиняющие. Снисходительные. Критические. Пресекающие |
Связанные с реальностью |
Очень эмоциональные |
|
Состояние |
Надменное. Сверхправильное. Приличное |
Внимательность. Поиск информации |
Неуклюжее. Игривое. Подавленное. Угнетенное |
|
Выражение лица |
Нахмуренное. I ^удовлетворенное Обеспокоенное |
Открытые глаза. Максимум внимания |
Угнетенность. Удивление |
|
Позы |
Руки в бока. Указующий перст. Руки сложены на груди |
Наклонен вперед к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним |
Спонтанная, подвижность (сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу) |
|
ловек и которые попеременно, а иногда и вместе определяют характер внешней коммуникации. При этом следует иметь в виду, что все эти эго-состояния являются нормальными психологическими феноменами человеческой личности.