Состояние современного казачества
На 1 января 2010 г. в государственный реестр внесено 10 войсковых и 15 окружных (отдельских) казачьих обществ. В числе войсковых значатся Всевеликое войско Донское, Волжское, Енисейское, Забайкальское, Иркутское, Кубанское, Оренбургское, Сибирское, Терское и Уссурийское.
Войсковые казачьи общества за прошедшие годы пополнились казаками Республики Калмыкия (в составе Всевеликого войска Донского), Кабардино-Балкарской Республики (в составе Терского войскового казачьего общества) и представителями других общественных объединений казачества. Идет активный процесс объединения казаков в Северо-Западном федеральном округе на базе Отдельного Северо-Западного окружного казачьего общества.
В соответствии с Федеральным законом "О государственной службе российского казачества" казачьими обществами разработаны, проходят согласование и утверждение их уставы в новой редакции. На сегодняшний день уже согласованы с главами администраций субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и прошли правовую экспертизу в государственно-правовом управлении Президента РФ уставы большей части войсковых казачьих обществ.
На основе договоров с территориальными органами Министерства природных ресурсов РФ казачьи общества охраняют леса от незаконной вырубки и пожаров, охраняют биоресурсы и животный мир от браконьеров. За прошедшие годы казаки участвовали в мероприятиях по охране рыбных запасов, ими были взяты под охрану водоемы, изъято множество незаконно выловленной рыбы, конфисковано браконьерских сетей. С участием казаков предотвращено большинство лесных пожаров.
Казачьи общества оказывали содействие органам внутренних дел в поддержании общественного порядка и в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, активно участвовали в охране государственной, муниципальной и личной собственности граждан. Созданные с их участием охранные подразделения выигрывают конкурсы и берут под охрану объекты, связанные с обеспечением жизнедеятельности населения, школы, медицинские учреждения, железнодорожные объекты и т.п.
Президент РФ в июле 2008 г. подписал Концепцию государственной политики в отношении российского казачества. В ней обозначены приоритеты на ближайшее время и на перспективу. Среди главных числятся такие задачи, как привлечение казаков на государственную службу в военные и правоохранительные органы, для обеспечения экологической и пожарной безопасности, развития агропромышленного комплекса в местах компактного проживания казачества, а также для военно-патриотического воспитания молодежи. Помимо этого, одна из целей данной концепции - сохранение образа жизни, традиций и духовных ценностей казачества.
Чтобы воплотить все эти задачи в жизнь, Президент поручил создать структуру, работа которой строилась на принципах казачьей демократии, чтобы все вопросы решались на "казачьем кругу". Для этих целей в начале 2009 г. был создан Совет при Президенте РФ по делам казачества, являющийся совещательным и консультативным общественным органом, поскольку все его решения принимаются на основе голосования и исполнению подлежат только те, что приняты большинством голосов.
В состав совета вошли все казачьи атаманы как "реестровые", так и "общественные", объединенные в Союз казаков России. В совете также работают представители 13 министерств и ведомств на уровне заместителей министров, которые возглавили так называемые профильные комиссии (например, по развитию экономической базы казачьих обществ, по привлечению казаков к реализации национальных проектов, государственных целевых программ, взаимодействию органов власти с казачьими обществами и т.д.). Заместителями глав комиссий стали атаманы. В восьми федеральных округах России также созданы окружные комиссии и 80 рабочих групп в субъектах Федерации, где компактно проживает казачье население. Это даст возможность казачьим атаманам решать насущные проблемы казачества абсолютно во всех государственных структурах.
Еще один вопрос, на который обращено внимание, - казачьи кадетские корпуса. Их в России пока только 24, а также более тысячи казачьих классов, в которых обучаются свыше 40 тыс. воспитанников. Кроме того, в Москве в 2004 г. была создана кадетская школа-интернат для девочек - "Московский пансион государственных воспитанниц". По общему мнению, следует расширить число таких учебных заведений. Например, создать их в каждом федеральном округе. Принято также положение о переходящем знамени, которое будет ежегодно вручаться лучшему кадетскому корпусу, и дипломы трех степеней с денежными премиями: за 1-е место - 3 млн руб., за 2-е место - 2 млн руб., за 3-е место - 1 млн руб. В этой ситуации казаки, в свою очередь, вышли с инициативой о создании специальных казачьих ремесленных училищ и женских гимназий.
Следовательно, казачество в нынешнем его состоянии пока еще не стало военно-служивой прослойкой. Однако, его руководство делает все для того, чтобы данная общность приобрела социальную значимость. К сожалению, некоторые казачьи атаманы больше заняты своим политико-экономическим статусом и меньше всего пекутся о рядовой казачьей массе. Однако для того, чтобы стать на деле охранно-воинской службой российскому казачеству, следует исходить из тех задач, которые актуальны для современной России.
В феврале 2010 г. Президент РФ подписал четыре указа, регулирующих жизнь и государственную службу российского казачества. Они ставят точку на той странице недавней истории, когда казаков считали самозванцами и "ряжеными". И дело здесь не только во внешнем эффекте. Войсковые знамена, гербы, форма, звания, знаки различия и удостоверения позволят четко определить количество казаков, провести своеобразную штатную инвентаризацию. Свои чины и должности казаки получат вполне законно, а не по собственному капризу.
Удостоверение казака является основным документом, подтверждающим членство в казачьем обществе, внесенном в государственный реестр, а также чин и занимаемую должность в данном обществе. Оно выдается сроком на 5 лет с продлением на последующие пятилетние периоды. В нем будет фиксироваться служебная карьера казака.
В казачьих войсках устанавливаются следующие чины членов казачьих обществ:
нижние чины - казак, приказной, младший урядник, урядник, старший урядник;
младшие чины - младший вахмистр, вахмистр, старший вахмистр;
старшие чины - подхорунжий, хорунжий, сотник, подъесаул;
главные чины - есаул, войсковой старшина, казачий полковник;
высший чин - казачий генерал.
Каков порядок присвоения чинов членам казачьих обществ? Они определяются сроком выслуги и историческими традициями. Высший чин присваивается Президентом РФ по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами; главные - в порядке, определяемом Президентом РФ; старшие и младшие - атаманом войскового казачьего общества по представлению атамана окружного (отдельского) казачьего общества; нижние - атаманом окружного (отдельского) казачьего общества по представлению атамана районного (юртового), городского, станичного или хуторского казачьего общества.
Для присвоения очередного чина члену казачьего общества устанавливаются определенные сроки выслуги (от 6 месяцев - для нижних чинов и до 4 лег - для казачьего полковника). Определено, что данные чины относятся к специальным званиям и не являются классными чинами государственной гражданской службы или муниципальной службы.
Названные чины соответствуют следующим должностям в казачьем обществе:
атаман хуторского казачьего общества - до сотника (включительно);
атаман станичного, городского казачьего общества -до есаула (включительно);
атаман районного (юртового) казачьего общества -до войскового старшины (включительно);
атаман окружного (отдельского) казачьего общества - до казачьего полковника (включительно);
атаман войскового казачьего общества - до казачьего генерала (включительно).
На основе президентских указов казаки получат новую современную форму, из них будут формироваться не только добровольные дружины по охране общественного порядка и защите рек и лесов от браконьеров, но и полноценные боевые части. Можно отметить, что знамена, гербы, нашивки были разработаны в президентском геральдическом Совете. При этом, были учтены все исторические традиции и особенности каждого казачьего войска. Что важно, новые регалии, обмундирование и экипировка будут финансироваться за счет самих казаков и их обществ, изъявивших желание быть в реестровом войске.
Воинской и государственной службе уделяется большое внимание в работе Совета при Президенте РФ по делам казачества, который возглавляет заместитель руководителя администрации президента. В его составе - немало силовиков. В 2010 г. на февральском заседании Совета в него вошли министр обороны и начальник Генерального штаба, который возглавил новую комиссию по вопросам взаимодействия казачества и министерства обороны.
Руководство страны надеется, что в недалеком будущем будет реализована идея казачьих частей в составе российской армии. Это означает, что в эти воинские части станут набирать призывников, а со временем - и офицеров из какого-то одного казачьего войска. Понятно, что подчиняться они будут министру обороны и служить по российским уставам. Но воспитываться эти лица с детских времен будут в лучших казачьих воинских традициях. Уже в 2008 г. была издана соответствующая директива Генштаба с перечислением воинских частей и соединений, которые могут в полном смысле стать казачьими. По родившихся в призывные годы мужчин не хватает пока даже на батальон. Например, у Всевеликого Войска Донского в 2009 г. было около 30 тыс. парней призывного возраста. А в армию пошли всего 500 человек.
Министерство обороны призывает атаманов более тесно сотрудничать с военкоматами. В перспективе можно было бы закрепить за каждым казачьим войском ту или иную воинскую часть, куда призывали бы не только казаков, но и ребят из конкретного региона. Более того, и офицеры могли быть из этой же местности. Окончившие военные училища могли бы начинать служить в батальоне или бригаде, дислоцированной на территории казачьего общества. Как особую честь, казакам-армейцам разрешено на военной форме носить знаки различия своего войска.
Предполагается, что для централизованной системы контроля за соблюдением казаками правил ношения повой формы, утвержденной президентским указом, нужны единые казачьи комендатуры и патрули, наделенные правом призывать нарушителей к порядку.
В целом основная нагрузка работы с казаками возложена на Министерство регионального развития РФ. Его специалисты должны помочь казакам развивать свои хозяйства, в том числе и фермерские, научить их участвовать в тендерах на получение различных государственных заказов, осваивать новые виды экономической деятельности (например, туризм).
Выводы
o Казаки - это древний народ, сложившийся в русле становления военной прослойки кочевых скифо-сарматских, а затем и тюркских племен. В России они постепенно славянизируются и становятся особым этносом наравне с русскими, а позже украинцами и белорусами. Их язык вполне органично переварил слова и правила тюркско-татарского, великорусского и украинского языков, став языком казачьей нации.
o В условиях царской России казаки были военно-служивым сословием, а под конец еще и особой нацией. Но революция 1917 г. сломала, разрушила их социальный статус и как сословия, и как нации. Длительный процесс "расказачивания", начавшийся еще в середине XIX в. и завершившийся в конце XX в., сделал казаков весьма специфической социальной общностью, которая теперь зовется "социумом". Это большая устойчивая общность, характеризующаяся единством условий жизнедеятельности людей и вследствие этого общностью их языка и этнической культуры.
o Возрождение казачества в Российской Федерации как военно-служилой прослойки в конце 80-х и начале 90-х гг. XX в. не инициировалось и не поддерживалось никакими государственными или политическими силами. Оно шло не "сверху", а "снизу", и не из одного или нескольких центров, а повсюду, где были исторические центры казачества или куда забросила их казачья судьба.
o Государственная власть поначалу достаточно лояльно отнеслась к инициативам многомиллионного казачьего населения. При первых двух президентах было принято порядка 111 законов, указов, постановлений правительства, касающихся казачества. В том числе был принят Федеральный закон "О государственной службе российского казачества". Главное, что предписано данным законом, - это то, что казаки в установленном порядке принимают на себя обязательства "по несению государственной и иной службы".
o Казачество должно в перспективе стать новым социальным "сословием", отличительной особенностью которого будет служение государству и обществу в различных формах: гражданской, военной, правоохранительной и муниципальной.
o При возрождении казачества необходимо обратить внимание не только на разработку соответствующей законодательной базы, по и па выработку новой казачьей морали, в которую вольются и новые традиции, обычаи и обряды, по которым должны жить современные российские казаки.
o Очень нужен казачий контроль за осуществлением всех организационных и информационных процедур. Вероятно, на общероссийском казачьем кругу следует создать подобную контрольную структуру. Она может быть названа войсковой контрольной комиссией. Возможно, аналогичные комиссии следует создать и на окружном (отдельском) уровне.
o Для казачества, как особой нации, чрезвычайно важно выделиться в самостоятельную республику. Чтобы это произошло, казачество должно самоорганизоваться и, в частности, создать свою казачью партию. Именно она позволит представлять интересы казаков на всех уровнях управления. Если подходить исторически, то в качестве вероятного претендента на место казачьей Республики будет Ростовская область, где располагается Всевеликое войско Донское.