Состояние разработки проблемы о праве на информацию
Легитимация права на информацию граждан в Российской Федерации имеет свою историю. В Конституции СССР 1977 г. и в Конституции РСФСР 1978 г. тема права на информацию самостоятельно не выделялась. Она была включена в систему политических прав и свобод. Конституция РСФСР закрепляла свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Косвенно право на информацию конституционно фиксировалось в связи с гарантиями прав на образование, пользование достижениями культуры, участие в государственном управлении, внесение предложений в государственные и общественные органы об улучшении их деятельности. Кроме того, конституционно охранялись права на тайну переписки, телефонные переговоры и телеграфные сообщения. Легитимное признание упомянутых гарантий права на информацию в СССР игнорировать нельзя.
Однако в полном объеме право на информацию было зафиксировано конституционно после принятия Верховным советом РСФСР в 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина и включения этого текста в 1992 г. в Конституцию России. В ныне действующей Конституции РФ 1993 г. имеется специальная норма о праве на информацию, которая содержится в ч. 4 ст. 29. Она закрепляет, что "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". Здесь же зафиксировано ограничение свободы относительно сведений, отнесенных к государственной тайне: "Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом". В данной статье содержится еще одна норма – ч. 5 гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру.
Важно обратить внимание на усиление демократической формы при конституционном оформлении права на информацию. Это прослеживается при сопоставлении формулировок трех исходных документов: Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. и Конституции РФ 1993 г.
Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. говорится о свободе "искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ" (ст. 19). В Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. сказано: "Каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом" (ст. 13).
Обратим внимание на перемещение слова "свободно" в тексте Конституции РФ 1993 г. и на расширение состава права на информацию. В ч. 4 ст. 29 Конституции установлено: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". Речь теперь идет не только о свободном распространении информации, что было зафиксировано в Декларации, но и о свободе всех компонентов права на информацию, которое раскрывается уже не через три элемента "искать, получать и распространять", а содержит и такие его формы, как "передавать, производить" (курсив наш. – И. Б.).
Иные изменения в тексте Конституции РФ, а именно указание на другие виды информации с ограниченным доступом: личной, коммерческой тайны, кроме государственной тайны, и утрата ссылки на цель ограничения по признаку нравственности – упростили текст конституционный, но потребовали в дальнейшем восполнять эти позиции через другие законы.
К настоящему времени проблема права на информацию в общем плане затронута многими законами РФ. Так, Закон об информации одним из направлений регулирования определяет отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (ст. 1). Напомним, что ряд принципов правового регулирования по этому закону формулируется как "свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом"; "открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами", и др.
В силу ряда обстоятельств, специального федерального закона о праве на информацию граждан пока нет. Имеют место проекты на этот счет, но нет единства у законодателя и разработчиков этих проектов о точности ориентации на виды субъектов, о содержании права на информацию, о названии и содержании федерального закона.
Нет сомнений, что право на информацию реализуется буквально всеми видами субъектов: общественными, государственными структурами, юридическими и физическими лицами – все они участники правовых отношений. Речь идет о корректности и возможности создать один закон, в котором были бы предусмотрены общие и специфические условия реализации права на информацию всего разнообразия субъектов и многообразия их ролей в информационных процессах. Альтернативой являются законы многих государств, посвященные доступу к правительственной информации, обеспечивающие так называемую "прозрачность" власти при установлении многих ограничений в данной области. Это определяет акцент внимания на сужение перечня субъектов отношений и сужение "пространства" до информации официальной.
Следует подчеркнуть, что субъективная сторона права на информацию является весьма важной, сложной и всепроникающей категорией и может быть обеспечена всем множеством законодательных актов. Однако целесообразно рассматривать вопрос об объекте правового регулирования в связи с правом на информацию и о решении данного вопроса в одном федеральном законе комплексно.
Предмет отношений в связи с реализацией права на информацию собирательно обозначен как "информация". Определений информации существует великое множество, ибо она исследуется в самых разных аспектах. Определение информации философом юристу будет трудно облечь в правовую форму. Определение информации но признакам организационной формы (документ, произведение, изображение и т.п.), носителя (бумага, дискета, перфокарта и т.п.), времени, пространства имеет свои особенности. Но как предмет отношений людей и их ассоциаций информация должна получить однозначное определение, приближенное к стандарту. Понимая многообразие информации прошлой, имеющейся в распоряжении человечества сегодня и открываемой в будущем, активное изменение форм ее хранения и распространения, законодатель должен подойти к установлению правового определения предмета отношений внимательно. Напомним, что этот вопрос уже рассмотрен в первых главах учебника и в главе о правовом режиме информационных ресурсов как институте информационного права. Здесь об этом важно сказать, имея в виду его значение для определения объекта правового регулирования в области реализации права на информацию.