Состояние психологической готовности к деятельности
Один из существенных компонентов эффективной деятельности - психологическая готовность специалиста (см. подробнее гл. 33 данного учебника). Именно психическим состоянием неготовности к деятельности как важнейшей стороной производственного профессионализма можно объяснить низкую производительность труда. По этой причине происходит значительное число аварий и катастроф в транспорте, авиации, грубых ошибок операторов на диспетчерских пунктах и т.д.
Известно, что профессионализм и такая его характеристика как готовность являются результатом всесторонней подготовки кадров к трудовой деятельности.
Психологическая готовность - состояние, характеризующееся мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной деятельности.
Различают длительную психологическую готовность и временное состояние готовности, синонимами которого являются "предстартовое состояние" (Н. Д. Левитов), состояние "оперативного покоя" (А. А. Ухтомский) и состояние "бдительности" (Л. С. Нерсесян, В. Н. Пушкин).
Длительная готовность - это психическая структура, интегрирующая положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии; черты характера, темперамент, мотивацию, адекватные требованиям деятельности; необходимые знания, навыки, умения; устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевые процессы.
Временная готовность отражает особенности и требования предстоящей деятельностной ситуации. Ее основные характеристики - относительная устойчивость, действенность влияния на процесс деятельности, соответствие структуры готовности оптимальным условиям достижения цели.
Динамическая структура состояния психологической готовности к сложным видам деятельности включает в себя ряд личностных характеристик:
- мотивационные: потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;
- познавательные: понимание обязанностей, трудовой задачи, оценка ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа), представление вероятных изменений обстановки;
- эмоциональные: чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление;
- волевые: управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление боязни, сомнений.
Состояние психологической готовности помогает работнику успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, навыки, умения, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при возникновении непреодолимых препятствий.
Основные виды психологической готовности представлены на рис. 10.3.
Рис. 10.3. Основные виды психологической готовности
Состояние утомления
Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека и является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, но в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности. Утомление представляет собой функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной и (или) длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также снижении эффективности и качества труда.
Утомление - временное снижение работоспособности под влиянием длительного и (или) интенсивного воздействия нагрузки. Оно возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем.
При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствии условий для полноценного восстановления функциональных нарушений состояние утомления может перейти в переутомление.
Основная причина утомления - интенсивная и длительная рабочая нагрузка. Для умственного утомления такая нагрузка обычно связана с интеллектуальной деятельностью по преобразованию большого потока информации, работой при временных ограничениях, сложности и ответственности задания.
К дополнительным причинам утомления, которые могут ускорить развитие этого состояния или усилить выраженность его проявлений, следует отнести:
- воздействие на организм неблагоприятных факторов среды (шум, вибрация, гипоксия и т.д.);
- повышенное нервно-психическое напряжение, эмоциональный стресс;
- чрезмерную по интенсивности физическую и умственную нагрузку перед основной работой (физкультура и спорт, домашняя работа и т.д.).
В качестве факторов, предрасполагающих к возникновению утомления, выступают: нарушение рационального режима труда, отдыха и питания; длительные перерывы между работой (профессиональная дезадаптация); остаточные функциональные нарушения (снижение резервов организма) после болезни; недостаточное физическое развитие; наличие вредных привычек; недостаточный уровень физической подготовленности и т.д.
Начальные признаки утомления, вызывая развитие тормозного состояния в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения истощения организма, являются сигналом к прекращению работы и физиологическому восстановлению. Однако процесс этот может быть заторможен волевым усилием, что лишь отдаляет утомление, но не ликвидирует его.
Специфика интеллектуального труда состоит в том, что даже после прекращения работы мысли о ней не покидают человека, "рабочая доминанта" полностью не угасает. Невозможно скомандовать себе: "Все, кончаю думать!". И в свободное время врача не оставляют мысли о сложном больном, инженера преследуют чертежи, планы, исследователь вновь и вновь мысленно анализирует результаты неудавшегося опыта, пытаясь отыскать ошибку, руководитель производственного коллектива продолжает "прокручивать" в голове варианты решения производственных задач.
При длительном занятии профессиональным умственным трудом в организме могут возникать функциональные изменения, обусловленные главным образом малой подвижностью. Выражается это в ухудшении работы сердца, склеротических изменениях кровеносных сосудов, появлении гипотонии (у молодых) и гипертонии (у пожилых), возникновении неврозов. Недостаток движений приводит также к ослаблению дыхания. В нижних отделах легких, в полости живота и ногах застаивается кровь. Возникает атония кишечника, в организме накапливаются продукты гниения, появляются головные боли. Снижение окислительных процессов в организме влечет за собой малокровие, а также ожирение.
От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, а это приводит к ослаблению возбудительного процесса и торможению в определенных зонах коры больших полушарий. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности не только физической, но и умственной, ухудшается общее самочувствие. Понижение мышечного тонуса ухудшает осанку.
Замечено, что с истечением рабочего времени не кончается труд особенно тех работников, чье рабочее место находится в комнате для нескольких человек. Не умеющий думать, решать творческие задачи на людях специалист компенсирует бесполезно затраченные усилия уже дома, пытаясь найти нужные решения в период отдыха.
Утомление нарастает при неудовлетворенности работой, неудачах. Чувство усталости снимается или ослабляется положительными эмоциями, усилением интереса к работе. В возбужденном состоянии можно и не заметить утомления.
По видам утомление подразделяют на физическое, умственное, эмоциональное и смешанное; общее и локальное; мышечное, зрительное, слуховое, интеллектуальное (творческое).
Возможна классификация состояния утомления по формам: компенсируемого, острого, хронического утомления, а также переутомления.
1. Компенсируемое утомление вызывается кратковременной, умеренной интенсивности рабочей нагрузкой. Оно характеризуется отсутствием профессиональных нарушений, чувством усталости в конце работы, незначительными вегетативными реакциями.
2. Острое утомление вызывается кратковременной, интенсивной рабочей нагрузкой. Оно характеризуется отсутствием существенных профессиональных нарушений, чувством усталости после нагрузки, нарушением функций анализаторов и вегетативных систем после нагрузки.
3. Хроническое утомление вызывается многократной, длительной, интенсивной рабочей нагрузкой. Оно характеризуется существенными профессиональными нарушениями, постоянной усталостью, общей слабостью, нарушением сна, снижением интереса к работе, выраженным и стойким нарушением анализаторов и вегетативных систем.
4. Переутомление вызывается многократной, длительной, чрезмерной интенсивности рабочей нагрузкой. Оно характеризуется существенными профессиональными нарушениями, ошибками, отказами, постоянной усталостью, апатией, общей слабостью, нарушением сна, снижением интереса к работе, снижением бдительности, выраженным и стойким нарушением анализаторов и вегетативных систем, ухудшением психических процессов и биохимических показателей.
Мероприятия по восстановлению работоспособности после возникновения состояния утомления: компенсируемое восстанавливается кратковременным отдыхом, острое - кратковременным отдыхом, хроническое - продолжительным отдыхом, переутомление - лечением и реабилитацией.
Состояние монотонии. В процессе трудовой деятельности, помимо состояния утомления, может возникать монотония, отрицательно действующая на работоспособность человека.
Монотония проявляется во временном снижении работоспособности под влиянием действительного или кажущегося однообразия выполняемых на работе движений и действий.
Особенно часто она возникает у людей, работающих на конвейере. Испытывая чувство беспокойства от монотонности, человек, который не может сдержать или устранить это психическое состояние, становится вялым, безучастным к работе, что отрицательно действует на его организм, приводя к преждевременному утомлению.
Понятие монотонности всегда связывается с трудом по выполнению однообразных и кратковременных операций. Это вызывает чувства усталости, сонливости, плохое настроение (в разной степени), скуку, нейтральное отношение.
Неоспоримо значение мотивации в преодолении отрицательного влияния скучной и однообразной работы.
М. И. Виноградов предлагает такие мероприятия по борьбе с состоянием монотонии: объединение слишком простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию; периодическая смена операций, выполняемых каждым работником, т.е. их совмещение; изменение ритма работы; установление дополнительного перерыва; введение посторонних раздражителей (функциональная музыка).
Н. Д. Левитов дополняет их следующими рекомендациями:
- при выполнении однообразной работы следует проникнуться сознанием ее необходимости, в таком случае повышается роль мотивов, стимулов в работе. Большое значение имеют также результаты работы: чем яснее и отчетливее человек видит их на каждом этапе работы, тем больше он ей заинтересовывается и тем меньше переживает состояние монотонности;
- следует отыскивать интересное в однообразной работе;
- нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы иметь возможность отвлекаться, например думать о чем-нибудь интересном (этот путь допустим лишь при однообразных и очень простых видах работы);
- можно создать внешние условия, ослабляющие впечатление однообразия работы. В некоторых случаях, например, достаточно перенести работу из закрытого помещения на свежий воздух.