Состояние и перспективы развития связей с общественностью в государственном управлении

Государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого социального организма. Для развития гражданского общества требуется постоянный и взаимозаинтересованный диалог государства и общества. В своем функционировании и развертывании гражданское общество "переопределяет" границы государства и все больше способствует его продвижению в укреплении правовой государственности, опирающейся на модель "отзывчивой" бюрократии.

Пример из практики. Гражданское общество в истории человечества возникло как необходимый элемент обратной связи для коррекции управленческих воздействий политического государства. Гражданское общество не является неким независимым, изолированным от государства социальным пространством. Государство и гражданское общество соединены рядом структурных связей – государство осуществляет управленческо-посреднические функции в общественной жизни, а гражданские институты охватывают общественные отношения через определенную систему горизонтальных связей.

В лице различных некоммерческих организаций межсекторное социальное партнерство объединяет слои различных социальных групп общества, расширяет участие граждан в управлении социально-политической сферой общества, принимаемых законах и решениях исполнительной власти, повышает роль институтов гражданского общества в публичной социальной политике[1].

Таким образом, к условиям возникновения и развития полноценной системы связей с общественностью относится формирование граждане, кого общества и правового государства. Лишь в таких условиях возникает объективная необходимость в развитии связей с общественностью и историческая потребность в новой системе отношений между людьми, между государством и гражданами, между организациями и общественностью.

В свою очередь, характер и формы взаимодействия органов власти и СМИ определяются многими факторами. Наряду с действующим общефедеральным законодательством большое значение имеет законодательство субъектов Федерации, структура системы СМИ, сформировавшаяся в каждом из субъектов, а также сложившиеся неформальные нормы взаимоотношений местных властей со средствами массовой информации, степень профессионализма самих участников коммуникационных площадок и т.д.

Так, "...функции государства с неизбежностью включают функции управления связями с общественностью, порождают специальные государственные и муниципальные структуры, призванные оптимизировать эти связи, соотносить их с управленческими целями органов власти"[2]. Другими словами, связи с общественностью предстают органичным компонентом государственного и муниципального управления, своеобразным политическим институтом, который направлен на оптимизацию принятия и реализацию политических решений.

По мнению О. Савиновой, управление, не обогащенное структурами и знаниями в области связей с общественностью, автоматически переводит характер принятия политических решений в духе административно-командной системы. И наоборот: наличие таких знаний и структур в большой степени способствует созданию модели "отзывчивой" бюрократии, способной приспосабливаться к меняющимся условиям. Опираясь на механизмы связей с общественностью, государственная власть использует свои возможности в сфере коммуникации, обеспечивает устойчивую информационно- коммуникативную деятельность, которая определяет эффективность процесса управления государством.

В свою очередь, в России все участники информационных отношений – и органы государственной власти, и СМИ, и потребители информации – имеют гарантированное Конституцией РФ право па информацию. В то время как реальные возможности для реализации этого права у них далеко не одинаковы.

В юридической литературе дастся довольно емкое определение понятия "информационное право" как "нормативно-определенный порядок реализации полномочий различных субъектов (физических, юридических лиц, органов государственной власти, местного самоуправления, государства, общественных организаций, корпоративных структур) в области производства (создания), получения (доступа), сбора, хранения, использования, распространения информации в целях, не противоречащих свободам, правам и интересам личности, государства, общества и обеспечивающих реализацию других прав и обязанностей этих субъектов, предусмотренных и гарантированных законодательством Российской Федерации и нормами международного права"[3].

В последние годы наблюдается тенденция к упорядочению взаимоотношений власти и СМИ на уровне субъектов Федерации. В практику вошло заключение ежегодных договоров, в которых определяется порядок освещения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, предоставление площадей в печатной периодике и времени на радио и телевидении для обнародования четко оговоренных материалов[4].

Однако политическая коммуникация не заменяет решений и действий органов власти. Вместе с тем, информирование общества, формирование доверия к действиям органов власти, достижение легитимности осуществляется в первую очередь через СМИ.

К наиболее распространенным техническим средствам связей с общественностью относится распространение материалов через каналы коммуникации; предоставление обществу и журналистам исчерпывающей информации; организация и поддержание контактов со СМИ; создание и поддержание позитивного имиджа структуры или организации.

Среди ресурсов взаимодействия власти со СМИ можно выделить:

• административный ресурс, который по-прежнему имеет высокий потенциал;

• информационный ресурс, поскольку органы власти являются важнейшим источником информации для СМИ и общественности как конечного получателя информации;

• организационно-технологический ресурс, куда относятся структуры но связям с общественностью, пресс- службы или специалисты, в сферу обязанностей которых входит организация взаимодействия со СМИ.

Легитимные границы административного ресурса при взаимодействии органов власти общефедерального уровня и субъектов Федерации со СМИ регулируются действующим общефедеральным законодательством, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации, конституционными законами, а также рядом общефедеральных законов: "О средствах массовой информации", "Об информации, информатизации и защите информации", "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации", "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", "О Правительстве Российской Федерации" и др. Помимо этого, в каждом субъекте Федерации взаимоотношения органов власти регулируются уставами субъектов Федерации, а также местным законодательством и другими нормативно-правовыми актами.

В то же время не следует забывать, что связи с общественностью, являясь институтом политического управления, выполняют роль механизма для завоевания и удержания власти и политического влияния. При этом, технологии связей с общественностью не должны быть средством одностороннего воздействия на общественность, а должны использоваться в качестве механизма учета и согласования интересов: "органы государственного и муниципального управления в диалоге с общественностью обладают несомненным преимуществом, у них несоизмеримо больший ресурс влияния"[5].

Сегодня встает научная и практическая задача – условия, факторы и механизмы восприятия, усвоения, переосмысления людьми получаемой информации и выработки ими своей диспозиции, установки, мотива деятельности. При этом не стоит забывать: идея только тогда становится реальной силой, когда она овладевает массами.