Состояние и перспективы развития сферы общественного питания
Общественное питание – сфера деятельности, включающая производство и реализацию готовой пищи и пищевых полуфабрикатов и обслуживание потребителей. С точки зрения состава функций общественного питания этот вид деятельности отличается от оптовой и розничной торговли тем, что включает производственные функции: переработку сырья, приготовление пищевых полуфабрикатов и готовых блюд. Соответственно, отличается и состав издержек, которые несут предприятия общественного питания. Функция реализации готовой продукции и полуфабрикатов полностью совпадает с аналогичной функцией оптовой и розничной торговли, а функция обслуживания потребителей во многих предприятиях общественного питания представлена даже более широко, чем в торговых предприятиях, так как предприятия общественного питания организуют потребление готовой продукции, для чего содержат специальные помещения (залы ресторанов, кафе, столовых), специально подготовленный персонал (официанты, бармены, кассиры, сомелье, дегустаторы и др.). Очевидно, по причине существенного отличия в функциях общественное питание как вид деятельности было выделено из вида деятельности "торговля".
Особенности общественного питания как подсистемы торговой отрасли состоят в том, что в ней сочетаются функции производства, торговли и потребления. В соответствии с этим предприятия общественного питания классифицируются по следующим признакам[1].
По торгово-производственному признаку выделяют предприятия:
• заготовочные (цеха по производству полуфабрикатов и комбинаты школьного питания):
• доготовочные (имеющие собственную кухню);
• раздаточные (столовые без кухни);
• смешанные (фабрики-кухни).
По видами предоставляемых услуг:
• предприятия, производящие и реализующие продукцию для непосредственного потребления (сеть общедоступных предприятий, в том числе с преобладанием быстрого обслуживания);
• предприятия, кроме производства и реализации продукции, имеющие условия для организации отдыха посетителей.
По качеству предоставляемых услуг и формам обслуживания:
• рестораны, кафе, бары, которые обеспечивают высокий уровень обслуживания и предоставляют широкий спектр услуг;
• общедоступные предприятия для широких слоев населения (столовые, закусочные, пирожковые и т.п.);
• предприятия общественного питания закрытого типа (столовые и буфеты при производственных предприятиях, учреждениях, учебных заведениях, обеспечивающие минимально необходимые потребности в готовой пище для работников (студентов, учащихся) в основном в обеденное время).
По степени индивидуализации производимой продукции:
• предприятия социального питания с коллективно организованным питанием (столовые больниц, санаториев, детских учреждений и др.);
• предприятия, предоставляющие возможность индивидуального выбора продукции и услуг (рестораны, кафе и т.п.).
Динамика товарооборота предприятий общественного питания представлена в табл. 7.7.
Из приведенных данных мы видим, что за период 2005– 2012 гг. товарооборот сферы общественного питания вырос в 3,1 раза (в среднем на 17,7% в год) в рыночных ценах, в сопоставимых ценах он увеличился на 54,8% (в среднем на 6,45% в год).
Как уже говорилось, одним из показателей эффективности работы отрасли является товарооборот в расчете на душу населения. Сравним изменение товарооборота розничной торговли и общественного питания в расчете на душу населения (табл. 7.8). В таблице приведены среднедушевые показатели но Российской Федерации.
Из данных табл. 7.8 мы видим, что в расчете на душу населения оборот розничной торговли и оборот общественного питания показывали примерно одинаковые среднегодовые темпы роста: 118,15 и 116,3%. Но пересчет в сопоставимые цены показывает, что оборот розничной торговли на душу населения увеличивался в среднем за год на 10,59%, а оборот общественного питания – только на 3,92%. Средний индекс цен на товары в рассматриваемом периоде составил 107,98%, а индекс цен на продукцию общественного питания – 111,91%. Это свидетельствует о том, что в рассматриваемом периоде степень удовлетворения спроса на услуги и продукцию общественного питания была ниже, чем степень удовлетворения спроса на товары, и это позволяло предприятиям общественного питания увеличивать цены быстрее, чем росли цены на товары.
Изменение среднедушевых показателей потребления продукции общественного питания и покупки товаров свидетельствует о том, что у предприятий общественного питания есть потенциал расширения емкости своего рынка и роста, в том числе за счет изменения предпочтений покупателей в выборе между покупкой продовольственных товаров в магазинах и потреблением продукции общественного питания.
Товарооборот общественного питания в 2005–2012 гг.
Показатель |
Годы |
2012 г., % |
Среднегодовой темп роста, % |
|||||
2005 |
2007 |
2009 |
2011 |
2012 |
к 2005 г. |
к 2011 г. |
||
1. Оборот общественного питания, млрд руб. |
323,4 |
548,3 |
711,2 |
903,3 |
1013,6 |
313,42 |
112,21 |
117,73 |
2. Индекс ден на продукцию общественного питания, % (базисный) |
- |
113,12 |
108,21 |
106,76 |
106,53 |
- |
- |
110,60 |
3. Оборот общественного питания в сопоставимых ценах, млрд руб. |
323,4 |
424,6 |
432,5 |
475,5 |
500,8 |
154,85 |
105,32 |
106,45 |
4. Индекс физического объема (к показателю предыдущего года), % |
- |
113,45 |
90,94 |
108,28 |
105,33 |
- |
- |
- |
Таблица 7.8
Динамика товарооборота розничной торговли и общественного питания в расчете на душу населения в 2005–2011 гг.
Показатель |
Годы |
2011 г., % к 2010 г. |
Среднегодовой темп роста, % |
||||
2005 |
2007 |
2009 |
2010 |
2011 |
|||
1. Оборот розничной торговли на душу населения, руб. |
49 063 |
76 111 |
102 245 |
115 500 |
133 481 |
115,57 |
118,15 |
2. Индекс цен на товары (цепной), % |
- |
108,7 |
110,5 |
105,1 |
106,9 |
- |
107,98 |
3. Оборот розничной торговли на душу населения в сопоставимых ценах, руб. |
49 063 |
70 016 |
77 246 |
83 039 |
89 765 |
108,1 |
110,59 |
4. Индекс физического объема оборота розничной торговли (цепной), % |
- |
122,6 |
94,7 |
107,5 |
108,1 |
- |
- |
5. Оборот общественного питания на душу населения, руб. |
2553 |
3841 |
4981 |
5470 |
6318 |
115,50 |
116,30 |
6. Индекс цен на продукцию общественного питания (ценной), % |
- |
111,9 |
112,7 |
106,7 |
108,9 |
- |
111,91 |
7. Оборот общественного питания на душу населения в сопоставимых ценах, руб. |
2553 |
3008 |
2946 |
3032 |
3216 |
106,06 |
103,92 |
8. Индекс физического объема продукции общественного питания (цепной), % |
- |
114,9 |
87,3 |
103,0 |
106,06 |
- |
- |