Состояние общего образования

Постсоветская Россия унаследовала немало трудностей в сфере общего образовании. В условиях социально-экономического кризиса 1990-х гг. существенной проблемой оказалось поддержание базового образования на высоком уровне. В Советском Союзе к 1988 г. численность функционально неграмотных составляла около 13% от общего числа граждан. Сильны были традиции централизованного управления школой. Сократились возможности для получения образования. В 1995 г. при опросе 1,5 тыс. респондентов свыше 70% из них заявили, что стало труднее получить достойное образование. Уровень непосещаемости учащимися обязательной школы в 1995/96 учебном году составил 7%. В 2006 г. в России было более 2 млн детей, которые нигде не учились (беспризорники и те, кто жил в семьях).

Количественный рост полного общего образования не подкреплен достаточными организационно-педагогическими мерами. На результативность обучения отрицательно повлияли такие факторы, как перегрузка учащихся и учителей, отсутствие полноценных учебников, неэффективные методики обучения, калейдоскопическая смена стандартов образования и т.д. Многие городские общеобразовательные учреждения переполнены; значительная часть учеников вынуждена заниматься (около 30%) во вторую и третью смены. Как замечает Марк Максимович Поташник (род. 1941), школу захлестывает вал требований, справок, отчетов, отчего у дирекции не остается времени для выполнения своих непосредственных педагогических обязанностей.

Ухудшилось качество подготовки учащихся. Средний школьник демонстрирует более низкие, чем прежде, знания. Министр образования и науки Андрей Александрович Фурсенко, анализируя в 2008 г. уровень выпускников средней школы, утверждал, что треть из них плохо знает математику и еще одна треть – русский язык. Если в 1980-е гг. на международных состязаниях по математике и естествознанию нашим ребятам почти всегда доставались первые места, то в 1990-е гг. они опустились на 8–9-е позиции. Удручающими для российского образования выглядят результаты международного сравнительного исследования PISA (2006 г.), которым были охвачены Россия и еще 57 стран. Нашим учащимся не хватает умений выполнять творчески учебные задания, практически интерпретировать приобретенные академические знания.

Положение выправляется в последние годы. Школьники из России на различных международных состязаниях и олимпиадах стабильно входят в пятерку лидеров. Юные российские программисты все чаще побеждают в международных состязаниях.

Система общего образования

На рубеже XX–XXI вв. встал вопрос о реформе образования. Возглавивший в 1990 г. министерство образования Эдуард Дмитриевич Днепров (род. 1936) сформулировал несколько принципов такой реформы: 1) демократизация; 2) плюрализм, многоукладность, вариативность, альтернативность; 3) регионализация; 4) национальное самоопределение; 5) открытость; 6) гуманизация; 7) гуманитаризация; 8) дифференциация; 9) развивающий характер; 10) непрерывность.

На исходе первого десятилетия XXI столетия система общего образования вступила в важный этап реформирования. Предстоит работа по нескольким направлениям: повышению качества образования; превращению школы в центр творчества и информации, спортивной жизни; расширению самостоятельности школ; предоставлению родителям и учащимся более широких возможностей выбора школы; повышению престижа учительского труда, решению проблем нехватки учителей.

В рамках реформ 1990-х гг. произошли серьезные изменения в системе общего образования. Законами 1992, 1996 гг. предусматривалось сокращение до 9 лет всеобщего образования. Последующие два года общего базового образования определялись необязательными. Сложилась промежуточная ступень между начальной и полной средней школой. Система общего образования составлена была из трех ступеней: 1-я ступень – начальная школа (3–4 года); 2-я ступень – школа основного общего образования (5–6 лет); 3-я ступень – полная средняя школа (1–2 года).

Гражданам гарантированы доступность и бесплатность обучения в пределах общенациональных образовательных стандартов на всех ступенях общеобразовательных государственных и муниципальных учреждений. В платных негосударственных (частных) учебных заведениях затраты родителей на обучение должны возмещаться в определенных пределах из общественных средств. Россияне вправе давать детям домашнее общее образование и получать на это государственные субсидии. Прием в школы с углубленным изучением предметов (лицеи, гимназии и пр.) проходит на конкурсной основе.

Система общего образования подчинена Федеральному министерству, органам управления субъектов Российской Федерации, местным муниципальным органам. В компетенции федеральных властей находится разработка целевых программ развития образования, общегосударственных стандартов обучения, определение порядка аттестации работников образования, формирование структуры системы образования, финансирование образовательных учреждений. На региональном уровне школьной системой ведают органы управления образованием и местного самоуправления. В их компетенцию вошли регистрация общеобразовательных учреждений; разработка региональных базисных учебных планов, национально-регионального компонента программы общего образования; организация питания учащихся; вопросы перевода учащихся в коррекционные классы и классы компенсирующего обучения и др. Деятельность отдельных общеобразовательных заведений строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формы самоуправления: совет школы, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. Школы самостоятельно разрабатывают свои учебные планы на основе государственных стандартов. Они имеют право по просьбе родителей открывать группы продленного дня, классы компенсирующего обучения и коррекционные классы. Учебные заведения самостоятельно решают вопросы о переводе учащихся в следующий класс и т.п.

В первый класс принимают детей 6–7 лет. Экзамены проводятся после окончания школ 2-й и 3-й ступеней. В первом и втором классах обычно система оценок не применяется. В остальных классах принята система из четырех оценок: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Перевод в очередной класс допускается только при положительных оценках. В начальной школе продолжительность учебного года- не менее 30 недель, в средней – не менее 34 недель.

В национальных образованиях и республиках Российской Федерации действуют национальные школы. Они обеспечивают единый образовательной стандарт и приобщают к национальной (этнической) культурной традиции. В официальных документах в последнее время термин "национальная школа" заменяется терминами "школа с родным (нерусским) языком обучения" и "школа с русским (неродным) языком обучения", т.е. акцент делается на языке обучения. Вместе с тем надо учесть, что особенности национальной школы не исчерпываются этим показателем. При всей условности термин "национальная школа" адресован учебным заведениям, где, кроме русской культуры, активно изучается и осваивается культура того или иного нерусского этноса.

В России появились негосударственные (частные) учебные заведения. Они стали возрождаться в начале 1990-х гг., после отхода от политики преследования частной инициативы во всех сферах общественной жизни. В 1994/95 учебном году в Российской Федерации насчитывалось примерно 450 негосударственных начальных и средних школ. В них обучалось около 40 тыс. школьников, что составило приблизительно 0,1% всех учащихся. Власти уделяют им меньше внимания, чем общественным учебным заведениям, что проявляется в первую очередь в сфере финансирования. Подобные общеобразовательные школы, как правило, платные; некоторые – дорогие и привилегированные.

Ряд законодательных положений 1992 г. относительно общего образования в дальнейшем были пересмотрены и дополнены. В 2008 г. отменено деление учебных программ на федеральный и региональный компоненты. Через несколько лет после принятия закона о 9-летнем всеобщем образовании в отдельных регионах стали вводить всеобщее 11-летнее образование. Соответствующее решение принял, например, Департамент образования г. Москвы в январе 2003 г. Повсеместный переход к 11-летнему общему базовому образованию, оформленный законодательно, начался в 2007 г. Сторонники продления сроков среднего образования утверждали, что педагогический опыт ведущих стран мира подтверждает целесообразность реформы. Звучали также аргументы, что реформа сократит учебную нагрузку учащихся, позволит избежать массового увольнения учителей из-за уменьшения числа учащихся, вызванного демографическими процессами, уменьшит число безработных, приостановив выход выпускников школы в мир труда. Аргументы противников реформы сводились к двум основным суждениям: школа не готова к реформе (нет средств, методического обеспечения и пр.); нет уверенности, что реформа приведет к сокращению нагрузки учащихся; напротив, нагрузка еще более увеличится.

Нововведением оказался единый выпускной государственный экзамен (ЕГЭ). Предусматривался экзамен по общим тестовым стандартам в специальных региональных центрах и участие на основании результатов такого экзамена во вступительных конкурсах многих вузов. Единый выпускной экзамен поддержали не все руководители вузов. Так, ректор Московского государственного университета Виктор Антонович Садовничий (род. 1939) высказывал мнение, что ЕГЭ приведет к снижению требований при поступлении в высшие учебные заведения. В 2002 г. единый государственный экзамен проводился в половине регионов Российской Федерации. В 2009 г. ЕГЭ стал обязательным.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Φ3 "Об образовании в Российской Федерации" включает в систему школьного образования дошкольный уровень. Согласно закону гражданам предоставлена возможность приобретения общего образования в дошкольных учреждениях, школах и учреждениях дополнительного образования. В нем учтен опыт Единого госэкзамена. Закрепляется введение новых федеральных образовательных стандартов и деление образовательных программ на основные и дополнительные.

Предусматривается выбор учащимися различных учебных курсов в своем учебном заведении, а также через использование внешкольного электронного обучения. Новостью оказалась норма о педагогической экспертизе правовых актов, касающихся обучения и воспитания. Впервые закреплены права и обязанности родителей в воспитании и обучении.