Состав общественного производства человеческой жизни

Изложенные выше положения, важные для теоретической социологии, позволяют "прорисовать" структурные компоненты каждого вида общественного производства в их значимости для жизненного пути индивидов.

Материальное производство включает:

1) создание вещей, предметов, предназначенных для обеспечения физической жизни и человеческого организма, производство средств к жизни, материальных благ;

2) рождение детей, организацию условий сохранения и укрепления их здоровья в наличной экологической среде;

3) потребление пищи, одежды, жилища и т.д.;

4) "производственное" потребление, в ходе которого восстанавливаются имеющиеся и создаются новые силы человеческого организма.

Таким образом, в современных условиях промышленное и сельскохозяйственное изготовление предметов потребления, медицинское обслуживание, служба быта, физическая культура и спорт практически равнозначны в процессах материального производства человеческой жизни. Одно из них, скажем, производство материальных благ, теряет смысл и значение при неразвитости другого, например медицинского обслуживания, и наоборот. Именно организация материального производства закладывает основу продолжительности жизненного пути индивидов, его структуры и содержания. Решающее значение при этом имеет общественное разделение труда. Иерархия квалификационных уровней образует своеобразные ступени, по которым в течение жизни поднимаются люди, расширяющие свои знания и мастерство.

Духовное производство как общественное явление включает производство сознания в форме идей, теорий, настроения, переживаний, их трансляцию внутри поколения людей и передачу новым когортам индивидов. По своим конечным целям духовное производство ориентировано:

а) на преобразование предметов и орудий труда. В этой связи оно смыкается с материальным производством;

б) формирование идеологических отношений в соответствии с интересами классов. Данной стороной духовное производство соприкасается с социальным производством.

Для целей нашего анализа уместно использовать понятие духовного производства человеческой жизни, не ставшее пока в нашей литературе предметом специального рассмотрения. Между тем в идеях и нормах морали, юридических законов, в произведениях искусства, поэзии и прозы, в научных трактатах, пословицах и поговорках так или иначе содержатся разные "модели" жизненных путей индивидов. Одни из них поощряются, другие осуждаются, третьи предлагаются в качестве прогноза и т.д.

Социальное производство включает в себя воспроизводство социально-классовой структуры, ее трансформации, изменения. Воспроизводство общественной жизни имеет значение для жизненного пути индивидов, внося в него соответствующие коррективы: одни материально и духовно богатеют, другие беднеют; первые делают карьеру, вторые деградируют и т.д.

Таблица 11.1

Средства социального воспроизводства индивидов

Официальные

Самодеятельные (неофициальные)

Институт наследования родителей, родственников

Присвоение общественного имущества, земли

Учреждения обучения и воспитания

Использование юридического закона в целях личного обогащения, влияния

Предоставляемые государством льготы, привилегии

Индивидуальные насильственные действия (рэкет, кража, грабеж, разбой, уничтожение конкурентов и т.д.)

Способы получения должностей, званий, степеней и т.д.

Межличностная солидарность (протекция, круговая порука, фаворитизм, непотизм)

Средства закрепления людей по месту жительства, за видами труда

Скрытое обогащение (взяточничество, коррупция и т.д.)

Стимулирование развития брачно-семейных отношений

Метаномизация – позиционирование индивидом самого себя над юридическим законом путем подкупа, угроз, родственных, приятельских связей и т.д.

Официальная метаномизация – законодательное ограничение возможностей для судебного преследования должностных лиц

Неформальные аспекты брачного контракта

Задействованные в социальном производстве методы, способы выстраивания жизненного пути индивидов можно разделить на две группы (табл. 11.1).

Первую группу составляют те формы и методы, которые имеют официальное значение, введены государством, другими общественными объединениями или, возникнув стихийно, одобрены, санкционированы ими, получили юридическое закрепление в свободах, нравах и обязанностях граждан. Сюда относятся институт наследования, система образования и воспитания, различные льготы и привилегии, устанавливаемые для отдельных категорий населения, условия и способы получения и закрепления за индивидами должностей, степеней и званий, меры и средства фиксации за видами труда, по месту жительства, поощрение определенного брачно-семейного состояния и т.д. В результате действия этих и многих других факторов в обществе складываются некоторые стандарты онтологических параметров жизненного пути индивидов: величины, структуры и содержания.

Социальное производство, осуществляемое государством вкупе с формально организованными общественными объединениями, составляет ОГЛАВЛЕНИЕ их социальной политики. Ее главная задача в современных условиях состоит в том, чтобы без видимого посягательства на свободу воли индивидов, составляющих каждое новое поколение, обеспечить их распределение по "ячейкам" статусов и положений в соответствии с доминирующими интересами и потребностями: поощрять укрепление позиций перспективных социальных групп, стимулировать уход с исторической арены одряхлевших общностей людей.

Так, после революционных событий в России, состоявшихся в 1991 г., основной заботой нового государства стало формирование класса буржуазии, предпринимателей. В этих целях была развернута сложная система действий: ваучерная приватизация, аукционная продажа хозяйственных объектов, отмена налога на наследство, отказ от конфискации имущества как меры наказания за корыстные преступления, попустительство в отношении многомесячных задержек выплаты заработной платы и т.д.

Важно подчеркнуть, что официальные средства и методы, применяемые технологии социального производства лишь в краткие революционные периоды слома устаревших форм экономической, хозяйственной и культурной жизни стимулируют становление новых социальных групп, общностей людей. В периоды стабильного существования общества они нацелены преимущественно на воспроизводство, повторение сложившегося порядка, стандартов жизненного пути.

Вторая группа включает те формы и средства социального производства, которые обеспечивают возникновение и укрепление в первую очередь новых общественных слоев либо "проникновение" в соответствующие слои и группы представителей других, в том числе нижестоящих, общностей. Они не имеют официального статуса, запускаются стихийно как формы индивидуальной или групповой борьбы за более высокое общественное положение, нередко противоречат действующему законодательству, морали, обычаю. Их применение позволяет решать двоякую задачу:

1) единовременно разрушать или постепенно подрывать основы существования доминирующей в обществе социальной группы;

2) экономически, политически, а вслед за этим и нравственно возвышать лиц, использующих данные средства.

Выявление и описание практикуемых при этом приемов, способов обогащения, карьерного роста – сложная для исследователя научная проблема.

Сколько ошеломляющей информации могло бы дать изучение механизма искусственного раскручивания маховика инфляции в России в 1990-е гг., сила которого вывела в олигархи целую фалангу россиян. То же можно сказать об умело прикрываемом использовании юридического закона как орудия грабежа и насилия над основной массой населения. В свете идеи социального производства индивидов очевиднее становится смысл и перспективное значение насильственных действий (рэкет, кражи, убийство конкурентов и т.д.), протекции, взяточничества, круговой поруки, фаворитизма, непотизма, коррупции, протекции в сфере правосудия и т.д.

Развитие жизненного пути, т.е. пошаговое включение индивида в систему общественных отношений, зависит от того, как деятельность человека, новые роли связаны с его жизненным положением. Одно дело – вхождение индивидов в общественную структуру в рамках приобретенных с рождения прав и обязанностей, социальных возможностей, обусловленных положением родителей. Иная ситуация складывается, когда индивид пытается прорвать свое статусное окружение, войти в другую общественную группу. В первом случае результат достигается развитием до некоторого уровня способностей индивида, чей масштаб задан заранее, усвоением им определенной суммы общих и специальных знаний, прохождением некоторой процедуры принятия на себя профессиональной и иной роли. Во втором случае этих условий недостаточно, здесь всегда требуется нечто дополнительное, новое, так или иначе связанное с общественными потребностями.

Например, в России XVIII века крестьяне, составлявшие замкнутую общность людей, в единичных случаях могли изменить свое положение, лишь отличившись в войне либо разбогатев на торговле, откупах, промыслах, скупая землю у односельчан и т.д. Понятно, что подобные способы включения индивидов в деятельность более высокого ранга требовали от таких "счастливчиков" незаурядного ума, воли, хитрости, навыков использования неофициальных методов социального возвышения ("положить под локоток", удачно жениться, иметь покровителя и др.).

В механизме социального производства существенную роль играют процессы, которые оказывают заметное влияние на темпы развития и направленность жизненного пути индивидов. Условно их можно обозначить понятиями "социальная изоляция" и "социальное отторжение".

Под социальной изоляцией понимаются идеология и практика, направленные на сохранение, удержание в составе некоторой общности входящих в нее индивидов, перекрытые им возможности выйти из нее. Инициатива подвергнуть подобную общность социальной изоляции может исходить как от нее самой, так и от внешних факторов, например государства. В качестве центростремительных сил могут выступать материальные или политические интересы, различные духовные или расовые мотивы, событие преступления (повязаны кровью) и т.д. Государство в целях социальной изоляции может применять нормы юридических законов, проводить специальные административные мероприятия (например, отказ в выдаче паспорта и др.), использовать угрозу оружием. В экстремальных условиях создаются гетто и т.п.

Социальным отторжением можно назвать применение общественной группой системы мер в целях воспрепятствовать вхождению в ее состав новых лиц. Эпохальным историческим событием в этом деле стало "изобретение" собственниками средств производства государства в качестве органа защиты их монополии на богатство. Социальное отторжение, как правило, связано с закреплением неравенства, несправедливости, является формой укрытия имущества и привилегий одних людей в ущерб интересам других и за их счет. Разумеется, оно никогда не бывает абсолютным, ибо всегда так или иначе находятся способы, позволяющие время от времени преодолевать установленные барьеры. Универсальным "троянским конем" при этом служит золото, богатство вообще, нажитое ростовщичеством, контрабандной торговлей, продажей запрещенных товаров и т.п. Весьма эффективными в этом смысле оказываются героический подвиг на войне, неоценимая услуга представителю доминирующего класса и т.д. Иногда замкнутые привилегированные "касты", кланы по собственному почину принимают в свои ряды "человека со стороны", чтобы освежить кровь потомков, что является чрезвычайно важным для физического выживания подобных групп.

Социальная изоляция и социальное отторжение суть единство взаимодействующих противоположностей. Силы, удерживающие индивида в рядах одной общности, одновременно препятствуют ему войти в другую. Методы и средства, отталкивающие индивида от какой-либо группы, одновременно задерживают его в прежнем состоянии. Социальному мигранту приходится преодолевать и те и другие силы. Историческая новация состоит в том, что в рядах классов собственников средств производства, а также интеллектуальных собственников действует сила, выталкивающая их отдельных представителей в число несобственников. Этой стихийной силой выступает конкуренция.

Итак, элементный состав социального производства, его технология – вот реальное основание формирования, развития жизненного пути индивидов, всех изменений, происходящих с ними (место жительства и работы, мера удовлетворения материальных и духовных потребностей, уровень и качество образования, семейно-брачное состояние, наконец продолжительность самой индивидуальной жизни). Чем динамичнее общество, подвижнее граница между социально-профессиональными, этническими группами, тем содержательнее жизненный путь людей.

Завершая анализ элементного состава общественного производства человеческой жизни, важно отметить две тенденции.

1. В периоды относительно стабильного существования социума присущие ему формы общественного производства тяготеют к относительной самостоятельности. В каждой из них поддерживается состояние самодостаточности; связи между ними ослабевают. В этой обстановке руководителям приходится проводить специальные мероприятия по усилению взаимозависимости видов общественного производства.

Так, 24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", положивший начало реформе школы, продолжавшейся до середины 1960-х гг. В соответствии с этим правовым актом выпускнику средней школы, для того чтобы поступить в вуз, надлежало наработать два года трудового стажа. Тем самым этот ставший печально знаменитым юридический документ драматизировал жизненный путь тысяч юношей и девушек. Идеологически он "красиво" мотивировался: в нем выражались тревога и озабоченность относительно качества социального созревания молодых людей. Однако реальная подоплека закона состояла в том, чтобы обеспечить производство дешевой рабочей силой в лице неквалифицированной молодежи. В жизнь вступали юноши и девушки, родившиеся в 1940-е (военные и послевоенные) годы. Численность этого поколения была незначительна. Выпускники школ могли основной массой просто-напросто "разойтись" по вузам, и тогда заводы, фабрики и т.п. "оголились" бы. Чтобы не допустить этого, молодежи предлагалось в обязательном порядке идти в рабочие и колхозники (социальное производство). Так Советскому правительству периодически приходилось "напоминать" ученым (духовное производство) о необходимости целенаправленного внедрения новых научных знаний в материальное производство.

2. В условиях, когда активно создаются новые формы хозяйствования, перспективный тип производственных отношений, все виды общественного производства человеческой жизни теснейшим образом сплетаются, обусловливая друг друга. Особое значение приобретают неофициальные средства социального производства, поскольку они содействуют преодолению сопротивления старых сил экономической и политической деятельности.