Составление списков

Списки составляются соответствующими избирательными комиссиями. На практике, как правило, составление списков избирателей находится в компетенции территориальных избирательных комиссий. Однако на муниципальных выборах данное полномочие должно принадлежать избирательной комиссии муниципального образования. Тем не менее в некоторых субъектах РФ, учитывая огромный опыт территориальных комиссий в составлении списков избирателей, данное полномочие сохраняется за территориальными комиссиями.

К примеру, в 2009 г. в соответствии с постановлением Избирательной комиссии Свердловской области "О задачах избирательных комиссий по подготовке и проведению 1 марта 2009 года выборов депутатов Екатеринбургской городской Думы пятого созыва" на территориальные районные избирательные комиссии города Екатеринбурга были возложены полномочия по составлению списков избирателей и передаче их в участковые избирательные комиссии.

Фиксация избирателей в данный период осуществляется путем внесения их в соответствующий список избирателей помимо воли избирателя в так называемом императивном методе регистрации (учете) избирателей[1].

Так, гражданин В. А. Кайсаров в своей жалобе в Конституционный Суд РФ оспаривал конституционность ст. 17 Закона о гарантиях избирательных прав, согласно которой в целях реализации прав избирателей соответствующими комиссиями составляются списки избирателей. По его мнению, названная статья не позволяла ему исповедовать религиозные убеждения, что противоречит ст. 28 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ в своем Определении от 29 января 2009 г. № 17-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кайсарова Василия Алексеевича на нарушение его конституционных прав статьей 17 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”" указал, что не нашел оснований для принятия его жалобы к рассмотрению, поскольку норма о включении граждан Российской Федерации в списки избирателей не возлагает на них каких-либо обязанностей, ограничений или запретов, в том числе затрагивающих сферу, связанную со свободой вероисповедания. Потому данная статья не может рассматриваться как нарушающая право заявителя, закрепленное в ст. 28 Конституции РФ.

Указанный список составляется в двух экземплярах, а сведения об избирателях в нем могут располагаться либо в алфавитном, либо в ином порядке. Например, по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам. В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет – дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя.

В списке избирателей также должны быть предусмотрены места для проставления избирателем подписи за каждый полученный им бюллетень, серии и номера их паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю.

Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке. При выявлении избирательной комиссией факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на разных избирательных участках на одних и тех же выборах соответствующая комиссия до передачи списков избирателей в участковые комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках. Тем не менее реальный механизм выявления и устранения подобных ошибок законодателем еще не предусмотрен.

Первый экземпляр списка избирателей подписывают председатель и секретарь комиссии, составившей список. На избирательных участках, образованных на территории воинской части, в отдаленной или труднодоступной местности, список избирателей подписывают председатель и секретарь участковой комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответствующей избирательной комиссии. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка избирателей, его передачи соответствующей участковой комиссии, заверения и уточнения определяются комиссией, организующей выборы. Так, 11 февраля 2009 г. избирательная комиссия муниципального образования "город Екатеринбург" приняла постановление № 173, согласно которому второй экземпляр списков избирателей должен изготавливаться районными территориальными избирательными комиссиями в электронном варианте. Сроки изготовления второго экземпляра списка избирателей должны соответствовать срокам изготовления первого экземпляра. Заверение и уточнение второго экземпляра списка избирателей осуществляются в порядке, установленном избирательным законодательством. Второй экземпляр списка избирателей хранится в районных территориальных избирательных комиссиях. Кроме того, муниципальная избирательная комиссия поручила районным территориальным избирательным комиссиям обеспечить конфиденциальность и сохранность второго экземпляра списка избирателей.

Соответствующая избирательная комиссия должна передать по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Участковые комиссии имеют право разделить первый экземпляр списка избирателей на отдельные книги, которые не позднее дня, предшествующего дню голосования, должны быть сброшюрованы (прошиты) и заверены подписью председателя данной комиссии и ее печатью.

Необходимо отметить, что работа (уточнение, исправление сведений об избирателях, исключение избирателей из списка и т.п.) со списком избирателей в период избирательной кампании осуществляется избирательными комиссиями постоянно. Но наиболее полно со списком избирателей работают участковые комиссии, на которые законом возложена прямая обязанность по его уточнению. Уточнение списка избирателей осуществляется путем взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей.

После получения списка избирателей участковая комиссия представляет его избирателям для ознакомления и дополнительного уточнения сведений. Законом установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право сообщить в участковую комиссию об изменении сведений об избирателях, включенных в список избирателей на соответствующем участке, а избирательные комиссии обязаны рассмотреть данное сообщение и принять меры.

Вместе с тем закон устанавливает, что заявление о включении в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях об избирателе в избирательную комиссию может подать только гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов, с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.

Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок. Если же жалоба направлена за три (и менее) дня до дня голосования и в день голосования, решение по ней должно быть принято немедленно. В случае если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей производится участковой комиссией немедленно.

Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий возможно только на основании официальных документов, в том числе на основании сообщения вышестоящей комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения.

Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через соответствующую территориальную комиссию (если место жительства избирателя находится на территории того же субъекта РФ) либо избирательную комиссию субъекта РФ (если место жительства избирателя находится на территории другого субъекта РФ). Участковой комиссией в графе "Особые отметки" списка избирателей делается соответствующая отметка.

В целях обеспечения возможности проголосовать гражданам на выборах органов государственной власти, законом предоставляется возможность образовывать избирательные участки на вокзалах и в аэропортах. В таких случаях избиратель, находясь в любом из этих мест в день голосования, включается в список избирателей, но по предъявлении открепительного удостоверения.

Законом может быть предусмотрено, что избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке, образованном или определенном решением вышестоящей комиссии для проведения голосования таких избирателей, по личному письменному заявлению избирателя, поданному в участковую комиссию не позднее чем в день голосования.

Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии. Внесение каких-либо изменений в список избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Несмотря на запрет внесения изменений в списки избирателей после окончания голосования, Закон о гарантиях избирательных прав, тем не менее, обязывает продолжать уточнять сведения об избирателях в регистре избирателей после официального опубликования результатов выборов. В соответствии с Положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденного постановлением ЦИК РФ от 6 ноября 1997 г. № 134/973-II (в ред. от 22 декабря 2010 г. № 232/1517-5), избирательная комиссия, организующая выборы, вправе принять решение об использовании (об изъятии из опечатанных коробок (мешков) и использовании) списков избирателей после официального опубликования результатов выборов для уточнения Регистра. В решении избирательной комиссии необходимо определить сроки уточнения Регистра с использованием списков избирателей, а также места хранения списков избирателей (участников референдума), лиц, ответственных за хранение списков в этот период.

Так, избирательная комиссия муниципального образования "город Екатеринбург" приняла постановление от 19 марта 2009 г. № 207 "О проведении уточнения Регистра избирателей, участников референдума", согласно которому районным территориальным избирательным комиссиям Екатеринбурга было разрешено произвести с составлением соответствующих актов изъятие из опечатанных мешков или коробок списков избирателей, использовавшихся для проведения голосования по выборам депутатов Екатеринбургской городской Думы пятого созыва 1 марта 2009 г., для использования содержащихся в них сведений об избирателях при уточнении Регистра избирателей, участников референдума в сроки, необходимые для уточнения данного Регистра. Местами хранения списков избирателей в период уточнения Регистра были определены помещения, занимаемые районными территориальными избирательными комиссиями Екатеринбурга. Ответственность за хранение списков избирателей в период уточнения Регистра была возложена на председателей районных территориальных избирательных комиссий Екатеринбурга. Также внимание председателей районных территориальных избирательных комиссий Екатеринбурга было обращено на необходимость обеспечения режима конфиденциальности информации, содержащейся в списках избирателей, при проведении уточнения Регистра избирателей, участников референдума в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных".