Сословное представительство

В XIV–XV вв. Германия вступает в период сословно-представительной монархии. В стране, кроме императора, существовало еще два общеимперских института: рейхстаг и имперский суд.

Рейхстаг был общеимперским съездом, который с XIII в. созывался императором достаточно регулярно и состоял из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и свободных господ и курии городов. Рейхстаг выступал не столько как орган сословного представительства, сколько в качестве органа представительства отдельных политических единиц: королевств, герцогств или княжеств, имперских городов. Все курии заседали и работали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.

Компетенция рейхстага включала: установление земского мира, организацию общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, изменение территориальных границ, права. Однако поскольку решения рейхстага проводились силами отдельных земель, их выполнение полностью зависело от позиции местных властей.

В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести некоторые элементы централизации. Вормсский рейхстаг в 1495 г. учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. В его состав 14 судей назначали курфюрсты и князья и двоих судей – города. Председатель суда назначался императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда, для чего им предоставлялись воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей – "общеимперский пфенниг". Имперский суд сыграл немаловажную роль в рецепции римского права на территории Германии. Однако значительная часть замыслов так и не была проведена в жизнь.

В рамках отдельных княжеств существовали сословные представительства духовенства, дворянства и горожан – ландтаги. В некоторых землях в них участвовали и представители свободного крестьянства.

Первоначально ландтаги выполняли судебные функции, но затем стали все активней вмешиваться и в государственные дела, особенно после закрепления за собой практики утверждения налогов. К XVII в. значение ландтагов уменьшается, и в германских государствах утверждается новая политическая модель – абсолютные монархии.

Княжеский абсолютизм

Реформация и Тридцатилетняя война (1618–1648) привели к окончательному упадку императорской власти и вызвали усиление полновластия князей. В Германии возросло количество самостоятельных государственных образований. Их стало более 300.

Вестфальский мирный договор признал полный суверенитет власти курфюрстов, в том числе их право самостоятельной внешней политики.

В XVII в. в княжествах устанавливается абсолютизм, особенностью которого было то, что он сложился не на базе общегерманской власти императора, а в пределах владений отдельных князей. Кроме того, княжеский абсолютизм не был результатом временного равновесия сил феодалов и буржуазии, а означал полную победу над буржуазией и подчинение ее княжеской власти.

Наиболее крупными абсолютистскими государствами стати Австрия и Пруссия.

В 1701 г. Пруссия стала королевством. Король Пруссии входил в имперскую коллегию курфюрстов. Высшим органом государственного управления был Тайный совет при короле. Этому совету подчинялись три директории: финансовая, военных дел и королевских доменов. Особое значение приобрела директория военных дел, которая ведала армией и вооружением. В 1655 г. в Пруссии была создана регулярная армия, которая являлась одной из самых больших в Европе и славилась своей муштрой и палочной дисциплиной.

В XVIII в. Пруссия развивалась по пути дальнейшей централизации и милитаризации государственного аппарата, возвышения органов военного управления. Значительная часть полномочий Тайного совета перешла к генеральному военному комиссариату. Произошло слияние всех директорий в единый военно-финансовый орган во главе с президентом-королем. На местах земские советники (ландраты), назначавшиеся королем по рекомендации дворянских собраний, подпадали под жесткий контроль центральной власти и наделялись широкими военно- полицейскими полномочиями. Городское самоуправление было ликвидировано, городские советы заменены коллегиями магистратов, назначавшихся королем. На весь государственный аппарат распространялись воинские звания, военная субординация и дисциплина. Широчайшее развитие получили произвол властей, цензура и мелочная регламентация не только государственной, но и частной жизни подданных.

В отличие от Пруссии Австрия не представляла собой централизованного государства. Система центральных органов Австрии не была строго упорядоченной и постоянно перестраивалась. Высшим органом власти и управления вместе с монархом был Тайный совет, в дальнейшем замененный конференцией, которая с начала XVIII в. стала постоянным учреждением. Военными делами ведал придворный Военный совет. В 1760 г. с целью объединения всех отраслей управления был учрежден Государственный совет.

Во главе провинций Австрийской монархии стояли наместники, которые избирались местными сословно-представительными учреждениями и утверждались королем. В государствах, входивших в состав Австрии, имелись сеймы – сословные собрания. В городах управление находилось в руках выборных городских управ и бургомистров. При королеве Марии Терезии (1740–1780) важнейшие полномочия сосредоточивались в руках королевских чиновников, выборные органы ставились под контроль правительства.

Во второй половине XVIII в. в Пруссии и Австрии проводилась политика так называемого "просвещенного абсолютизма" и были предприняты определенные буржуазные преобразования.