Сопутствующие потоки
Как указывалось ранее, логистика как наука и практическая деятельность представляет собой в функциональном плане комплекс активностей по управлению системой материальных и адекватных им сопутствующих (финансовых, информационных и пр.) потоков во времени и пространстве от первичного источника до конечного потребителя. Рассмотренные этапы становления и развития логистики, эволюция конкурентной политики фирмы позволяют сделать вывод об определенной очередности востребования различных категорий потоков.
Основным объектом в логистике всегда был материальный поток. Именно в целях оптимизации процесса управления им стали широко применяться информационный и финансовый потоки, а позднее, в рамках сервисной экономики, - и сервисные потоки. В определенных условиях может оказаться эффективным управление правовыми потоками, потоками трудовых ресурсов, энергетическими потоками.
Информационные потоки. Информационные ресурсы составляют одну из важнейших подсистем ресурсного потенциала фирмы, а информация является ключевым элементом логистических операций. Информация конкретизирует потребности объектов логистических систем и звеньев цепей поставок. Главная задача информационного обмена заключается в согласовании требований различных субъектов к размерам заказов, доступности запасов, скорости перемещения ресурсов. Информационный поток, будучи неотъемлемой составляющей интегрированного логистического потока, должен адекватно отражать реальную практическую деятельность в сферах физического распределения, производства и материально-технического снабжения.
Финансовые потоки. Механизм финансового обслуживания товарных потоков является в настоящее время наименее изученной областью логистики: часть вопросов, касающихся его содержания, вообще не рассматривается в специальной литературе, по другой части вопросов существуют значительно различающиеся точки зрения. Различия наблюдаются уже при определении сущности финансовых потоков. Можно выделить два основных подхода к изучению данной проблемы:
o во-первых, под финансовым потоком понимается любое перемещение финансовых средств в макро- или микроэкономической средах;
o во-вторых, под финансовым потоком понимается движение финансовых средств только в логистических системах или между ними.
Специалисты, придерживающиеся первой точки зрения, сущность финансового потока связывают, прежде всего, с изменениями совокупности финансовых средств во времени. На наш взгляд, указанный подход, безусловно, заслуживает внимания и может применяться при проведении различных макро- и микроэкономических исследований, однако он совершенно не учитывает особенностей логистических процессов и, следовательно, его нельзя использовать в логистике при разработке финансового механизма обслуживания товарных потоков.
В свою очередь, специалисты, придерживающиеся второй точки зрения, пока еще не пришли к единому мнению относительно сущности финансового потока. Чаще всего в специальной литературе финансовый поток либо рассматривается как составная часть объекта управления в коммерческой логистике, либо не рассматривается вообще.
Будем считать, что финансовые потоки в том или ином виде существовали всегда, при любых способах организации предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Однако, как показала практика, наибольшая эффективность их движения достигается при применении логистических принципов управления материальными и финансовыми ресурсами, что и обусловило появление новой экономической категории - логистический финансовый поток. Следовательно, логистические финансовые потоки создаются и используются для обеспечения эффективного прохождения товарными потоками всего пути следования - от момента возникновения до момента прекращения существования в виде потока. При этом их специфика заключается в первую очередь именно в потребности обслуживать процесс перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей.
Таким образом, под финансовым потоком в логистике будем понимать направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока. Из этого определения следует, что:
o во-первых, логистический финансовый поток - это не просто движение финансовых ресурсов, а направленное движение финансовых ресурсов;
o во-вторых, направленность движения финансовых ресурсов в логистике обусловливается необходимостью обеспечения перемещения соответствующего товарного потока;
o в-третьих, движение финансовых ресурсов осуществляется либо в логистической системе, либо между ней и внешней средой.
По отношению к конкретной логистической системе различают внешние и внутренние финансовые потоки. Внешний финансовый поток существует во внешней среде, т.е. за границами рассматриваемой логистической системы. Внутренний финансовый поток существует внутри логистической системы и видоизменяется за счет выполнения с соответствующим товарным потоком целого ряда логистических операций.
В свою очередь, внешние логистические финансовые потоки по направлению движения подразделяются на входящие и выходящие финансовые:
o входящий финансовый поток поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды;
o выходящий финансовый поток начинает свое движение из рассматриваемой логистической системы и продолжает свое существование во внешней по отношению к ней среде.
По назначению логистические финансовые потоки можно разделить на следующие группы:
o финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров;
o инвестиционные финансовые потоки;
o финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;
o финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;
o финансовые потоки, возникающие в процессе продажи товаров.
По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяются па потоки финансовых ресурсов:
o сопутствующие движению основных фондов предприятия (к ним относятся инвестиционные финансовые потоки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат);
o обусловленные движением оборотных средств предприятия (к ним относятся все остальные группы финансовых потоков, выделяемые нами при их классификации по назначению).
В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно дифференцировать на две большие группы:
o денежные финансовые потоки, характеризующие движение наличных финансовых средств;
o информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств.
В свою очередь, денежные финансовые потоки делятся на потоки наличных финансовых ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой, а к информационно-финансовым потокам относятся потоки безналичных финансовых ресурсов по расчетам платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, документарными аккредитивами и расчетными чеками.
Следует отметить, что выбор той или иной формы безналичных расчетов зависит главным образом от эффективности их применения в различных условиях и необходимости воздействия на неаккуратных плательщиков.
Сервисные потоки. Сервисные потоки представляют собой потоки услуг (товара особого вида), генерируемые логистической системой или ее звеном с целью удовлетворения спроса внешних или внутренних потребителей.
Сервисная логистика - это раздел логистики, в котором изучается оптимизация потоков услуг, предоставляемых предприятиями потребителям, оказываемых друг другу партнерами по логистической цепи, а также внутрифирменных потоков.
Логистическая оптимизация сервисных потоков организации, как правило, опирается на три основные составляющие: миссию организации, требования потребителей ее продукции и (или) услуг, располагаемые и потенциальные возможности организации.
Запасы и их специфические свойства
Запасы, так же как и взаимодействующие с ними потоки, в логистических системах предпринимательских структур подразделяются на материальные, информационные, финансовые и др. К категории материального потока тесно примыкает такая экономическая категория, как материальные запасы. Важнейшей количественной характеристикой потока является его интенсивность. Интенсивность материального потока определяется как количество (объем) материального ресурса (продукта), проходящее через логистическую систему (узел, цепь, звено) за определенный период времени. Если материальный поток рассматривать по состоянию на конкретный момент времени, то он будет выступать уже в форме транспортного запаса - одного из видов материального запаса. В теории запасов выделяют следующие их виды: производственные, запасы незавершенного производства, товарные и транспортные. Последний из указанных видов запасов как раз и является материальным потоком в классической трактовке этого понятия. Поэтому материальный запас можно рассматривать как частный случай материального потока, при котором скорость его перемещения равна нулю.
С другой стороны, объекты материального потока, как правило, проходят и через стадию запаса - производственного, незавершенного производства и товарного. Такое положение характерно для всех форм организации движения материального потока и любых систем управления им. Любой материальный поток в современной экономике возникает из запаса (на начальной стадии - это запасы природных ресурсов) и заканчивает свое движение также в форме запаса (для конечных продуктов: потребительских товаров - это запасы домашних хозяйств; инвестиционных товаров - это могут быть, например, запасы неустановленного оборудования или резервы производственных мощностей).
Таким образом, запас можно рассматривать как материальный поток с нулевой скоростью перемещения, а материальный ноток - как транспортный запас. В этом противоречии и заключается единство двух важнейших категорий логистики.
Определим категорию "материального запаса" с позиций логистики.
Запасы - это одна из форм движения материального потока при скорости его перемещения в пространстве, равной нулю, которые образуются в логистических системах (узлах, цепях, звеньях) вследствие несинхронности входного (входящего) и выходного (выходящего) потоков или неравенства их интенсивностей, находящегося в процессе приложения к нему ограниченного состава логистических операций.
Основным видом логистических операций, совершаемых с материальными запасами, будут хранение, складирование, грузопереработка и др. Поэтому, строго говоря, материальный запас может оставаться запасом и при условии его перемещения внутри ЛС при выполнении отдельных логистических или производственных операций.
Логистическая система любой производственной фирмы состоит из трех основных функциональных подсистем: закупочной (заготовительной, снабженческой), внутрипроизводственной и сбытовой (распределительной). При этом внутрипроизводственная логистическая подсистема не имеет прямых внешних связей, ее входящий материальный поток является выходящим для подсистемы заготовительной логистики. Выходящий из этой подсистемы материальный поток (готовая продукция) выступает в качестве входящего для сбытовой подсистемы. На этой основе может быть выполнено математическое описание потоковых процессов в производственных логистических системах.