Соответствие индивидуально-психологических особенностей личности и ее организационной роли
Очевидно, что для успешной работы в организации человек должен быть хорошо осведомлен о требованиях, предъявляемых к его действиям определенной организационной ролью, и в полной мере осознавать и признавать их. Однако практика говорит о том, что только этого еще недостаточно. Вряд ли можно утверждать, что каждый человек по складу своей психики готов к выполнению любой организационной роли – стоит лишь как следует поучиться. Все мы разные, все мы отличаемся друг от друга по своим индивидуальнопсихологическим особенностям. Поэтому очень важно, чтобы эти особенности личности (включая ее субъективное "Я") соответствовали специфике конкретной организационной (и профессиональной) роли. Имеющиеся в науке данные показывают, что они существенно влияют на выбор ею профессионально-функциональных ролей и их реализацию.
Американский социолог М. Розенберг провел анкетный опрос, охвативший почти девять тысяч студентов, чтобы выяснить, как они представляют себе идеальную работу. Исходя из полученных данных, всех опрошенных можно было подразделить на три группы в соответствии с их психологическими ориентациями.
1. "Податливые". Больше всего озабочены отношением к себе окружающих людей, в случае необходимости готовы распоряжаться сами, но не возражают и против того, чтобы подчиняться другим, и в целом положительно оценивают человеческую природу.
2. "Агрессивные". Озабочены главным образом тем, чтобы добиться успеха. Это для них важнее, чем отношения с окружающими людьми. Любят командовать и считают, что "если ты сам о себе не позаботишься, то люди тебя обманут".
3. "Отрешенные". Выше всего (больше, чем индивидуальный успех и хорошие отношения с другими) ценят независимость. Не любят выполнять чужие приказы, а предпочитают сами принимать решения.
Какая же работа считалась идеальной представителями указанных трех психологических типов? "Податливые" называли самой главной "возможность быть полезными другим" и "возможность работать с людьми" и в соответствии с этим выбирали такие профессии, которые позволяли бы им заниматься общественной деятельностью, преподаванием, работой с кадрами. "Агрессивные" выдвигали на первый план "возможность заработать много денег" и социальный престиж, предпочитая такие сферы деятельности, как предпринимательство, реклама, юриспруденция. Что же касается "отрешенных", то для них важнее всего были "свобода от надзора", творческий и оригинальный труд. При выборе профессии они были ориентированы на искусство, архитектуру, естественные науки. Как видим, предпочтение той или иной профессиональной роли опрошенными людьми было обусловлено их ценностными ориентациями, которые, в свою очередь, проистекали из особенностей их субъективного "Я". Опрошенные студенты интуитивно стремились выйти именно на тот профессиональный путь, который в наибольшей степени соответствует индивидуальному своеобразию их личности[1].
Здесь невольно вспоминаются слова английского писателя Олдоса Хаксли, что "с каждым человеком случается именно то, к чему он предрасположен в наибольшей степени". Действительно, всем известно немало случаев, когда человек с самых юных лет интуитивно и сразу выходил на ту профессиональную стезю, которая в наибольшей степени соответствовала особенностям его субъективного "Я".
В полной мере согласуется с вышесказанным теория Д. Холланда, американского психолога, изучавшего различные аспекты выбора профессии[2]. В соответствии с ней, люди, имеющие работу, совместимую с их типом личности, как правило, больше удовлетворены ею и меньше склонны к добровольному увольнению, нежели те, кто занимается деятельностью, не соответствующей их типу личности. Холланд выделил шесть основных типов личности и привел примеры соответствующих им работ (рис. 3.3).
Конечно, далеко не всегда наблюдается подобное соответствие между типом личности и видом профессиональной деятельности, выполняемой человеком. По данным Холланда, для представителей каждого из выделенных типов личности имеются варианты различной степени соответствия особенностям профессии – от наиболее до наименее подходящей (табл. 3.1).
Рис. 3.3. Шестиугольник Холланда, показывающий связь между типом личности и видом деятельности
Таблица 3.1
Тины личности по классификации Холланда и примеры соответствующих им работ[3]
Тип |
Характеристики личности |
Примеры работ |
Реалистичный. Предпочитает физическую деятельность, требующую определенных навыков и физической силы; нуждается в координации |
Практичный, застенчивый, искренний, настойчивый, стабильный, способный на компромисс |
Автомеханик, работник конвейера, инженер, фермер |
Исследовательский. Предпочитает деятельность, требующую умения думать, организаторских способностей, понимания сложных задач |
Аналитический склад ума, оригинальность, любознательность, независимость |
Биолог, экономист, математик, ученый, журналист |
Социальный. Предпочитает деятельность, подразумевающую помощь другим людям и их развитие |
Общительный, дружелюбный, склонный к оказанию помощи и сотрудничеству, чуткий и отзывчивый |
Социальный работник, учитель, консультант, адвокат, психолог |
Консервативный. Пред почитает регулируемые правилами, упорядоченные и не допускающие неопределенности виды деятельности |
Способен идти на компромисс, деятелен, практичен, лишен воображения, дисциплинирован, аккуратен |
Бухгалтер, банковский работник, корпоративный менеджер, офисный служащий |
Предприимчивый. Предпочитает "словесные" виды деятельности, дающие возможность влиять на других, получать власть и пользоваться ею |
Самоуверенный, амбициозный, энергичный, властный, способный оказывать влияние на окружающих |
Юрист, менеджер, политик, биржевой брокер, агент по продаже недвижимости, специалист по связям с общественностью |
Художественный. Предпочитает неопределенные и несистематические виды деятельности, обеспечивающие возможность творческого самовыражения |
Одарен богатым воображением, неорганизован, идеалист, эмоциональный, непрактичный, интуитивный |
Художник, музыкант, писатель, дизайнер |
Мы видим, что чем ближе друг к другу располагаются выделенные типы личности, тем лучше они сочетаются. Иначе говоря, если смежные на рисунке типы личности в чем-то похожи, то расположенные в этом шестиугольнике по диагонали противоположны.
К примеру, если человек обладает исследовательским типом личности, то он сможет сравнительно хорошо выполнять работу и в художественных и в реалистичных видах деятельности, каждая из которых является смежной для художественного типа в шестиугольнике Холланда. Рассуждая согласно этим теоретическим построениям, мы можем заметить: наибольшее несоответствие существует между исследовательским и предпринимательским типами личности. Увы, и практика свидетельствует о том, что люди, способные сделать научное открытие, как правило, не могут (или не хотят) заниматься деятельностью по его внедрению в повседневную жизнь. Ведь это уже совсем другая работа – предпринимательская.
Проблема выбора профессии и рода деятельности, наиболее соответствующих индивидуально-психологическим особенностям личности, была важной во все времена не только для организации, но и для каждого человека. Именно на такой основе у него могут сформироваться позитивное отношение к собственной работе и успешная адаптация в организации. Данным целям служат различные мероприятия психологов в областях профессиональной ориентации и профессионального отбора (см. главу 5).