Соотношение земельного и иных отраслей права
Являясь отраслью российского права и законодательства, земельное право отграничивается от остальных отраслей предметом и методами регулирования и находится в определенном взаимодействии с другими отраслями, которые в совокупности призваны обеспечивать стабильность, эффективность и функционирование всей российской правовой системы.
Земельное право. В связи с изучением земельного права возникает давний вопрос о соотношении отраслей законодательства и права, сфер регулирования, науки и знаний. Каждая отрасль российского законодательства регулирует конкретную, самостоятельную область общественных отношений, складывающихся между людьми при использовании и охране соответствующих объектов.
Земельное право и законодательство регулируют отношения по использованию и охране земель в России как основы жизни и деятельности народов России (предусмотренные в п. 1 ст. 3 ЗК). В ст. 9 Конституции предусматривается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”" разъясняется понимание этой нормы как определяющей принадлежность земель и иных природных ресурсов пародам, проживающим па территории Российской Федерации, поскольку иное означало бы ущемление суверенитета России и ее собственности на находящиеся в ее пределах земельные и иные природные ресурсы.
Таким образом, регулирующее земельные отношения земельное право базируется на положениях конституционного права и испытывает влияние гражданского, административного, других отраслей права и законодательства. Ближайшими по духу и букве являются природоресурсное, а затем природоохранное право и законодательство.
Природоресурсное право
Основы земельных и иных природоресурсных отношений регулируются прежде всего в ст. 9 и 36 Конституции. Земельные отношения регулируются ЗК, а также рядом федеральных законов (Законом о мелиорации, о государственном кадастре недвижимости и др.). В федеральных законах, а также в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, предусматривающих различные формы собственности на земельные и иные природные ресурсы и основные условия пользования ими, содержатся разнообразные и многочисленные нормы, составляющие природоресурсное право.
В состав природоресурсного права и законодательства входят горное законодательство, представленное Законом о недрах и Федеральным законом от 30.12.1995 № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", а также водное право. Использование и охрана вод регулируются ВК.
Природоресурсное право регулирует использование и охрану лесов и иной растительности. Специальный закон о растительности находится в стадии разработки. Основы охраны растительности регулируются нормативными правовыми актами субъектов РФ. В Санкт-Петербурге, Москве и ряде других субъектов РФ приняты законы о защите зеленых насаждений в городах, о запрещении сбора растительности, включенной в красные книги субъектов РФ. На федеральном уровне действует ЛК.
Одним из природных ресурсов считается животный мир. В Законе о животном мире регулируются отношения в сфере сохранения и восстановления среды обитания животного мира, создания условий для его устойчивого существования как неотъемлемого элемента природной среды. В ходе охоты, рыболовства, добычи и использования иных биологических ресурсов также могут возникать земельные правоотношения.
В природоресурсное право входят нормы следующих федеральных законов: от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"; от 22.05.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; от 30.11.1995 № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", согласно которому захоронение отходов на континентальном шельфе предусматривается при обеспечении их надежной локализации.
В природоресурсное законодательство РФ включаются иные законы, которые, не являясь природоресурсными, оказывают на использование земельных ресурсов непосредственное влияние. К иному законодательству, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам РФ и ее субъектов, предусмотренным в ст. 3 и 4 ЗК, относятся Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Федеральные законы от 02.05.1997 № 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия"; от 19.07.1997 № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами"; от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
В ЗК названы не все отрасли российского законодательства, увязываемые с земельным и иным природоресурсным законодательством. Так, административные отношения, в том числе финансовые, возникающие при использовании и охране земель, иных природных ресурсов, регулируются в соответствии с административным и финансовым законодательствами РФ (такая норма имеется в ВК и ЛК).