Соотношение власти и насилия
На протяжении всей истории человечества любая властная система так или иначе, в той или иной степени основана на акте или актах насилия. Сила слишком часто выступала не в качестве последнего, а в качестве первого и решающего аргумента. Необходимость насилия и принуждения в качестве механизмов регулирования поведения людей в обществе определяется недостаточностью одних только средств поощрения и порицания. Неотъемлемым атрибутом власти являются санкции, наказания, в том числе физическое принуждение.
По-видимому, выражение "сильный всегда прав" восходит еще к тем временам, когда спор решался исключительно с помощью физического насилия. В этом смысле власть представляет собой проявление превосходства в сугубо материальном смысле: если я обладаю способностью подавить или убить другого человека, то я "сильнее" его, я способен подчинить его своей власти.
Слишком часто власть являлась результатом военной победы, узурпации, брато- и отцеубийства, государственного переворота или какого-либо иного незаконного деяния. Для любого человека, знакомого с историей, это настолько очевидный факт, что здесь вряд ли есть надобность приводить какие-либо примеры. Поэтому без всякого преувеличения можно сказать, что уже у первоистоков на власти, как говорится, лежит каинова печать. Приходится признать и то, что в основе множества самых мирных, считающихся в наши дни самыми законными и укладывающимися в рамки права общественных и политических феноменов лежит насилие. Все важнейшие атрибуты современной демократии и правового государства прошли испытание насилием. На пути разработки, учреждения и институционализации этих принципов и институтов каждая страна прошла через революции, гражданские войны, цареубийства и другие формы насилия. Об этом свидетельствуют Буржуазная революция в середине XVII в. и так называемая Славная революция в конце того же века в Великобритании, Великая французская революция во Франции, Война за независимость в США и др.
Естественно, что власть ни в коем случае нельзя свести к силе, тем более к голой физической силе или насилию. Зачастую власть сильна и дееспособна не тогда, когда она всемогуща и прибегает к силе в качестве первого аргумента, а тогда, когда аргумент силы является для нее последним, когда она проявляет максимум заботы о членах общества и обеспечивает оптимальные условия для их безопасности и самореализации. Злоупотребление властью, подавление свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее концентрации. Нельзя забывать то, что политика — это не только насилие или угроза применения насилия, наказание и порицание, но и обещания, вознаграждения, сотрудничество, обмен и т.д.
Но нельзя не учесть и тот факт, что власть, не опирающаяся на силу, не способная добиться реализации своих решений, в том числе силой или угрозой применения насилия, может оказаться лишь благим пожеланием или просто блефом. В этом смысле власть представляет собой форму выражения силы. В руках государства власть служит средством разрешения противоречия между необходимостью порядка и разнообразием интересов в обществе, сопряженных с конфликтами.
Отношения власти, которые мы наблюдаем и в которых участвуем сами в семье, школе, на работе, в армии, политической организации, включают несколько обязательных элементов: не менее двух сторон власти (ее субъекта и объекта), распоряжения осуществляющего власть, подкрепленные возможностью санкций (каких-либо мер воздействия) за их невыполнение, подчинение получившего распоряжение тому, кто его отдал, и, наконец, существование общественных норм, устанавливающих обязательность таких отношений.
Поэтому политическая власть никогда не бывает абсолютной. Рядом с ней — и зачастую в противовес ей — существует множество других источников и форм власти и авторитета, которые призваны уравновешивать и ограничивать ее. Это власть и авторитет традиции и обычая, разного рода организаций, объединений, институтов гражданского общества, таких как церковь, семья, университеты, бизнес, общественное мнение и средства массовой информации, профсоюзы и заинтересованные группы, господствующие в обществе нравственные императивы.