Соотношение реального и идеального в политике
С точки зрения ранжирования и определения приоритетности целей и средств их достижения актуальна проблема соотношения идеального и реального в политике. Как известно, этика, в том числе и политическая, включает в себя элемент идеала и идею о конечных целях общества. Естественно, что в точке пересечения этики и политики особую активность приобретает вопрос об общественном идеале, а также о соотношении целей и средств. "Что всегда превращало государство в ад на земле, так это попытки сделать его земным раем", – писал немецкий поэт-романтик Ф. Гельдерлин.
Попытка определить конечную цель политического действия, тем более реализации идеала совершенного общества, в сущности не согласуется с основными принципами как моральной философии, так и самой природы человека. В истории не было и не могло быть прямолинейного прогресса добра, совершенства, справедливости, счастья, ибо сам человек является средоточием как светлых, так и темных сил.
Мораль и морально-этические императивы следует рассматривать в качестве идеала, который в реально существующем мире большей частью недостижим. Сама постановка вопроса об "окончательном решении", о полной реализации той или иной идеальной модели либо конечной цели чревата огромными опасностями для человеческой свободы и, соответственно, опасностью аннигиляции (от позднелат. annihilation – уничтожение, исчезновение) самой морали и нравственности.
Тот, кто верит в возможность окончательного решения всех проблем человечества путем создания совершенной общественно-политической системы, будет готов заплатить за это любую цену, пусть даже миллионы и десятки миллионов человеческих жизней, как было при тоталитарных режимах. По логике вещей, он готов подавлять и уничтожать оппонентов, если те не разделяют его целей, искоренять все еретические, по его мнению, взгляды.
Поскольку путь к цели далек и долог, необходимо постоянно принимать меры, призванные обеспечить постоянство цели путем подавления всякой критики, ликвидации любой оппозиции, насаждения убеждения в мудрости и всемогуществе предводителя в движении к намеченной цели и т.д. Один из важнейших принципов такого утопизма состоит в том, что каждая наступившая эпоха будет приноситься в жертву тем, которые придут после нее, и так до бесконечности.
Очевидно, что проблему соотношения политических целей и средств невозможно разрешить, основываясь, как это пытался делать немецкий философ Ф. В. Фёрстер, на постулате: "Из добра может следовать добро, из зла – лишь зло". Как показывает исторический опыт, в сфере властных отношений наидостойнейшего из людей подстерегает множество соблазнов.
Как говорили древние греки, власть выявляет истинную суть человека. Приходится констатировать, что последняя слагается из множества постоянных и переменных величин, где божественное перемежается с сатанинским, благородство – с низменным, истинно человеческое – с неандертальским, устремленность ввысь – с дьявольской одержимостью и т.д.
Человек не всегда выдерживает испытание властью, и нередко второе начало одерживает в нем верх. Поистине, как говорил один из героев английского писателя Г. К. Честертона отец Браун, "можно удержаться на одном уровне добра, но никому еще не удавалось удержаться на одном уровне зла". К сожалению, за примерами, свидетельствующими о верности этого суждения, вовсе не нужно обращаться к отдаленным временам или странам, – в нашей сегодняшней жизни их предостаточно.
К тому же не всегда человек или идея выходит на общественно-политическую авансцену в своем истинном обличье. Бывает, что великие идеи приходят в мир в обнимку со злом, а бывает и так, что, как говорил еще Ф. М. Достоевский, зло приходит в мир в обличье добра.