Соотношение причин преступности и причин индивидуального преступного поведения
Раскрывая вопрос о причинах преступности, необходимо указать также на проблему соотношения причин преступности и причин индивидуального преступного поведения. Отождествление их как общего и частного представляется некорректным. Многие зарубежные криминологи объясняют причины конкретных преступлений именно так. Бесспорно, причины единичного преступления связаны и включены в ту или иную группу общих причин. При этом нередко причины "общей" преступности (например, экономические) детерминируют и индивидуальное преступное поведение. Кроме того, на механизм преступного поведения отдельной личности влияют ее социальная, нравственная и правовая позиция, а также образование, воспитание и возраст. Поэтому в криминологии выделяют "микромир" антиобщественных явлений. Но в любом случае все причины, воздействующие на конкретного человека, имеют определенный психологический характер.
Социальные и психологические качества личности: ее мировоззрение, политические, нравственные и иные взгляды, навыки и привычки, особенности поведения и характера – формируются на протяжении всей жизни человека, в результате его взаимодействия с окружающей средой. Именно дефекты нравственного формирования личности приводят к появлению и закреплению антиобщественных взглядов, а затем и к совершению преступлений[1].
Поэтому особое внимание следует уделять субъективным причинам преступного поведения. Сложное взаимодействие объективных и субъективных факторов (среды и личности) служит непосредственной причиной преступления. Формирование личности происходит во взаимосвязи с окружающими людьми. Коммуникации с малыми социальными группами (семья, школа, работа) и обществом в целом служат источниками нравственного становления личности. Несоответствие между потребностями и интересами личности и требованиями окружающей действительности провоцирует формирование антиобщественных установок. Прежде всего они выражаются в конфликтах субъективного, личностного характера, происходящих в психике субъекта.
Человеку свойственно анализировать себя и свое положение в обществе. При этом он принимает и оценивает себя в определенном качестве, достигнув определенного положения в обществе. Такая оценка не всегда бывает реальной. Стремление к изменению условий своего существования может выражаться как в позитивном "движении" и преобразовании индивидом условий, способствующих его дальнейшему развитию (повышение образования, смена работы и др.), так и в негативных переживаниях, которые могут стать причиной совершения преступления. Нередко человек видит причины своих неудач в обществе. Неудовлетворенность собой и (или) своим положением может проявляться в различных сферах: в семье, социуме, на работе.
Таким образом, индивидуальное преступное поведение, наряду с воздействием на него причин, свойственных для всей преступности, обусловлено сложным взаимодействием объективных и субъективных детерминант. При этом следует отметить, что важную роль в механизме преступного поведения играет конкретная ситуация, в которой оказывается личность. Ситуация или обстановка нередко могут вынуждать и облегчать выбор преступного варианта поведения. Однако между преступлением и сложившейся ситуацией нет прямой связи. Она возникает в результате субъективного выбора человека: совершить преступление или воздержаться от него.
Тем нс менее важно понять, почему в одних и тех же обстоятельствах разные люди поступают по-разному. Попытаться ответить на этот вопрос можно, проанализировав формирование личности преступника. Этому вопросу ввиду его особой значимости посвящена отдельная глава учебника (гл. 6).
На современном этапе развития российского общества изучение преступности и ее причин имеет приоритетное значение, особенно в целях выявления детерминант преступности для эффективного воздействия на нее и прогнозирования. Кроме того, одним из определяющих обстоятельств можно назвать трансформацию представлений о причинах преступности в последние годы.
Необходимо подчеркнуть, что речь будет идти не о причинах преступного поведения конкретной личности, а о тех детерминантах, которые имеют воздействие на всю преступность и свойственны ей в целом.
Используя данные, полученные при проведении криминологических исследований, проблема причин преступности в современной России должна изучаться в нескольких аспектах.
Прежде всего, в качестве факторов, порождающих преступность, следует выделить экономические причины и условия. Противоречия в сфере экономических отношений, выражающиеся в несбалансированности хозяйственного механизма, недостатках экономической политики, дисбалансе экономических потребностей общества с возможностями их удовлетворения, значительной доле теневой экономики, высоком уровне безработицы, инфляции, приоритетах нелегальных доходов над законной экономической деятельностью, сегодня привели российское общество к угрожающему состоянию.
Переход к рыночной экономике сопровождался ухудшением криминогенной ситуации. Рыночные отношения построены на конкуренции, при которой подавление конкурентов – естественный процесс, а безработица выступает побочным явлением избыточности рабочей силы и провоцирует рост преступности.
Кроме того, радикальные социально-экономические преобразования в нашей стране, проведенные в 90-е гг. XX в., привели к резкому расслоению общества. Отечественными и зарубежными исследователями было доказано, что роль социально-экономического неравенства в генезисе преступности весьма велика. Причем важен не сам разрыв в уровне материальных условий жизни, а степень, величина этого разрыва. Исходя из этого в обществе выделяются различные социальные группы с разными начальными возможностями удовлетворения своих потребностей. Принадлежность к определенной социальной структуре, обусловленная экономически, предопределяет возможности удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей. Такая дифференциация приводит к противоречиям, являющимся экономическими факторами преступности.
Не менее значима роль социальных причин и условий. Социальные отношения людей так же разнообразны, как и экономические. В связи с этим люди часто ощущают социальное неравенство. Социальные противоречия, приводящие к совершению преступлений, отражают недовольство человека своим социальным статусом, образованием, отношениями в рабочем коллективе, семье (социальная неустроенность). Статус молодежи в современном обществе, организация быта, отдыха, социального, культурного и медицинского обслуживания вызывают недовольство у отдельных индивидов и, как следствие, ведут к росту преступности.
Противоречия в указанных сферах способствуют обострению миграционных процессов, межнациональных конфликтов, маргинализации общества, распространению бродяжничества, алкоголизма, наркомании, выражаются как в межгрупповых конфликтах, так и в межличностных отношениях.
По данным социологических и психологических исследований социальные, экономические, политические и культурные противоречия российского общества выражаются в депрессивных проявлениях и повышенном уровне тревожности у его членов. В таком состоянии человек постоянно находится под гнетом окружающих его реальных и мнимых угроз со стороны общества, государства и других людей.
Среди причин современной преступности также следует выделить политические. Развитие криминологической науки привело к выделению отдельного направления – политической криминологии. Политические интересы отдельных людей и групп, а также их противоречия способствуют жесткому противопоставлению мировоззрений. Коррумпированность представителей государственной и муниципальной властей, неэффективная уголовная и избирательная политика, изолированность граждан от участия в противодействии преступности, несформировавшееся гражданское общество, политическая слабость общественных объединений, искусственно затрудненный путь и правовой нигилизм граждан составляют ядро политических причин и условий преступности. Зачастую политические интересы и конфликты предопределяют экономические и социальные отношения, их позитивные и негативные свойства, являются главными причинами во всем механизме криминализации.
Следующую группу криминогенных факторов преступности составляют противоречия в культурном и нравственном состояниях общества. Все чаще криминологи говорят о применимости теории аномии [2] по отношению к криминальной ситуации в стране. Социальные и экономические преобразования серьезно изменили и культурно-нравственную сферу жизни общества. Многие моральные и духовные ценности советского периода потеряли свое значение (не говоря уже об идеологических). Новая их система окончательно не оформилась. Общество пребывает в состоянии "безнормативности". Безнравственность, свойственная современному обществу, выражается в жестокости по отношению к детям, тяжелых семейных взаимоотношениях, пропаганде насилия и криминальной культуры в средствах массовой информации (в том числе в Интернете), литературе, кино. Цинизм и маргинализация широких слоев населения к концу 2000-х гг. приобрели колоссальные масштабы. В российском обществе свободу отождествляют со вседозволенностью, что создает благоприятную почву для формирования у граждан асоциальных установок и взглядов, которые выражаются в различных по степени тяжести преступных проявлениях. В частности, и этой причиной объясняются рост террористических и экстремистских, агрессивно-националистических проявлений, проявления межнациональной розни, захлестнувшие страну в последние годы.
Духовная криминализация общества, общностей, личности не может быть просто заблокирована или тем более устранена. Здесь декриминализация должна осуществляться по механизму замещения криминогенных ценностей просоциальными или как минимум непреступными социальными потребностями, моральными ценностями, интересами, мотивацией[3]. Безусловно, на это потребуются не только значительное время, которого в современном скоростном темпе жизни общества у многих стран, их правительств просто нет, но и колоссальные усилия самого общества, без активных и интеллектуально подготовленных представителей которого подобные преобразования в XXI в. просто невозможны.
Таким образом, общество (прежде всего) и государство совместно должны воздействовать на преступность, учитывая ее причины, особенности и тенденции, присущие конкретной стране.