Соотношение норм национального и международного частного права о ценных бумагах
В базовом документе Международной организации комиссий по ценным бумагам – меморандуме "Цели и принципы регулирования в области ценных бумаг" (International Organization of Securities Commissions (IOSCO)) установлено, что регулирование рынка ценных бумаг должно способствовать формированию капиталов в хозяйстве и экономическому росту. В нем определены три цели регулирования в этой области: 1) защита инвесторов против вводящих в заблуждение, манипулятивных, мошеннических, инсайдерских методик; 2) справедливость, эффективность и прозрачность рынков (равенство участников на рынке, равный и широкий доступ к информации, предупреждение нечестных торговых практик); 3) сокращение системного риска (эффективное управление рисками в индустрии ценных бумаг).
Соотношение национального и международного права оборота ценных бумаг в регулировании рынка ценных бумаг рассматривается как важнейшее направление деятельности законодательных и правоприменительных органов различных государств по обеспечению гармонизации и унификации общих принципов, норм и стандартов фондового рынка в международной финансовой деятельности.
Международно-правовое регулирование рынка ценных бумаг основывается на современных гражданско-правовых отношениях конкретного государства.
Анализ действующего международного порядка позволяет сделать вывод, что при характеристике обращения ценных бумаг используются следующие понятия: "сделка с ценными бумагами" и "операция с ценными бумагами". При этом указанные термины не имеют четких определений и единой классификации в мировой практике, поскольку международные обычаи закрепляют различные виды сделок с ценными бумагами. Понятие "операция", в том числе "операция с ценными бумагами", не определено ни в одной из отраслей права.
Таким образом, под операцией с ценными бумагами понимается совокупность юридически значимых действий, в результате которых происходит изменение права собственности на данное имущество.
При купле-продаже одна сторона (продавец) обязуется передать ценные бумаги в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять ценные бумаги и уплатить определенную денежную сумму. Для организаций операциями с ценными бумагами признаются "операции по реализации или иному выбытию ценной бумаги (в том числе погашению)", а также операции РЕПО с ценными бумагами. К таким операциям можно также причислить отдельные операции по формированию уставного капитала.
Трудности гармонизации и унификации норм различных государств о рынке ценных бумаг связаны с экономическим ОГЛАВЛЕНИЕм оборота различных долговых обязательств. Рынок ценных бумаг нередко называют фондовым рынком, но представляется наиболее верной позиция тех авторов, которые считают, что рынок ценных бумаг означает более широкое понятие, чем фондовый рынок, поскольку последний включает не все ценные бумаги, а лишь фондовые ценности, т.е. инвестиционные бумаги.
Практика законодательного регулирования отдельных государств показывает, что рынок ценных бумаг является большей частью рынком именно инвестиционных ценных бумаг. Только инвестиционные бумаги способны создать крупномасштабный рынок с большим числом участников. При этом в законодательных актах понятие фондового рынка также не раскрывается и используется исключительно в подзаконных нормативных правовых актах (см. Указ Президента РФ от 17.10.2008 № 1489).
В российской научной литературе рынок ценных бумаг, как правило, определяется как "совокупность сделок, совершаемых участниками имущественного оборота по поводу ценных бумаг". Представляется, что понимание рынка ценных бумаг только как совокупности гражданско-правовых сделок не дает полного представления о комплексном характере отношений на рынке, его особенностях как сектора рыночной экономики, поскольку на режим правового регулирования рынка ценных бумаг влияют нормы международного частного, налогового, административного, банковского, валютного, конкурентного и других отраслей права. Этот комплексный характер правоотношений на рынке ценных бумаг, который также включает оборот финансовых инструментов, делает рассматриваемую область предметом интенсивного правового регулирования различных государств с учетом современных моделей мировых фондовых рынков. Модели делятся на несколько типов: 1) фондовый рынок, обеспеченный финансовыми гарантиями федеральной или интеграционной резервной системы (США, ЕС, Канада и др.); 2) фондовый рынок нестабильного развития, зависящий от объемов бюджетного дефицита и внешнего долга государств (Бразилия, Аргентина, Чили, Перу и др.); 3) фондовый рынок, риски которого не застрахованы государственными накопительными фондами, но относительно стабильный благодаря активной инвестиционной деятельности (Китай, Южная Корея, Индия); 4) фондовый рынок, обеспеченный гарантиями стабилизационных публичных фондов (Россия, Япония, Австралия и др.); 5) фондовый рынок государств с большим внешним долгом, находящихся под контролем МВФ (Алжир, Сомали, Египет, Тунис, Марокко и др.).
Рынок ценных бумаг в свою очередь неоднороден и имеет сложную структуру. Так, выделяют первичный и вторичный рынки ценных бумаг, фондовый рынок и рынок товарных ценных бумаг, организованные и неорганизованные рынки. Каждый из указанных видов рынков ценных бумаг имеет свои механизмы функционирования, свои особенности, в том числе и разный порядок налогообложения.
Международно-правовое регулирование рынка ценных бумаг должно осуществляется с учетом использования международного опыта кодификации таких правовых институтов, как "виды налогооблагаемых доходов", "особенности определения доходов от транснациональной деятельности", "особенности определения расходов по международным стандартам", "расходы на формирование резервов", "убытки", "ответственность за транснациональные нарушения налогового законодательства", "международные налоговые проверки", "информационные права и обязанности в сфере налогообложения" и др.
Традиционное рассмотрение норм различной отраслевой принадлежности в сфере правового регулирования ценных бумаг само по себе еще не дает четкого представления об их взаимосвязи и реальном воздействии на конкретные общественные отношения.
Регулирование фондового рынка можно рассматривать как упорядочение деятельности всех его участников (эмитентов, инвесторов, посредников, организаций и прочих участников) и операций между ними со стороны уполномоченных органов. Важно различать внешнее регулирование (подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций и международным соглашениям) и внутреннее регулирование (подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам – уставу, правилам и прочим документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и сотрудников).
Таким образом, международное регулирование фондового рынка охватывает все виды деятельности и операций, осуществляемых на нем, – эмиссионных, посреднических, инвестиционных, спекулятивных, залоговых, трастовых и прочих видов сделок.
На российском финансовом рынке действует сеть финансовых и кредитных организаций, которые в качестве посредников перераспределяют финансовые активы между кредиторами и заемщиками, продавцами и покупателями финансовых ресурсов. Правовые условия конкуренции на российском финансовом рынке определены Федеральными законами от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 05.03.1999 № 46-ФЗ "О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг".
Результативное государственное регулирование рынка ценных бумаг позволяет достигнуть тех основных целей, которые сформированы международными организациями и действительно являются основополагающими на рынках ценных бумаг.
Необходимо отметить, что мировая практика не демонстрирует однозначное отношение к законодательству о ценных бумагах, потому что существуют как государственные органы различного подчинения, так и саморегулируемые организации.
Эффективность гражданско-правового регулирования клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг также зависит от правового регулирования учета, защиты, гарантий стабильности имущественных прав на ценные бумаги. Существующая сегодня в России система регулирования прав на ценные бумаги сформировалась в середине 1990-х гг. и к настоящему времени обнаружила большое количество недостатков, которые становятся препятствием для дальнейшего развития российского фондового рынка и выполнения им задач по обеспечению финансирования российской экономики.
Основными недостатками существующей российской системы учета прав на ценные бумаги являются:
• высокая степень рисков, связанных с ведением реестров владельцев именных ценных бумаг;
• высокая степень раздробленности (фрагментации) существующей инфраструктуры российского фондового рынка;
• низкая степень приспособленности российской учетной системы к зарубежным системам учета прав на ценные бумаги и системе международных расчетов.
Среди более чем 30 стран с развитыми рыночными формами клиринговой деятельности более 50% имеют самостоятельные ведомства, службы по финансовым рынкам (США), примерно в 15% стран за рынок отвечает министерство финансов, 15% стран имеют смешанное управление. В некоторых странах с устойчивой банковской моделью рынка (наиболее яркие примеры Германия, Австрия, Бельгия) основную ответственность за клиринговые операции на фондовом рынке несет центральный банк и орган финансового надзора (если он отделен от центрального банка). Уникальной в этом отношении является Швейцария, где нет единого государственного органа, централизующего регулирование рынка ценных бумаг (эта функции разделены по регионам).
Необходимо отметить, что организационная структура субъектов клиринговой деятельности, фондовых и валютных бирж, клиринговых центров, клиринговых палат и организаций, банков, депозитариев, формирующих рынок клиринговых услуг, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления рынка ценных бумаг.
Реализация механизмов регулирования клиринговой деятельности, складывающейся на фондовом рынке, становится главным инструментом договорно-правового обеспечения на рынке ценных бумаг. Основные задачи совершенствования договорной работы на фондовом рынке сформулированы в Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.07.1996 № 1008, и в Послании Президента РФ Федеральному собранию 2007 г., где сказано, что рынок ценных бумаг нуждается в регулировании и надзоре с участием как государства, так и саморегули- руемых организаций.
Сегодня в экономически развитых странах неуклонно идет процесс увеличения массива договорных и публично-правовых норм, регулирующих правоотношения по деятельности на рынке ценных бумаг. Рынок ценных бумаг, как правило, – это высококонкурентный рынок, в результате функционирования которого создаются предпосылки для объективной оценки эффективности тех или иных валютных и фондовых операций. При этом большое внимание уделяется не только доходности той или иной ценной бумаги, но и ее надежности и ликвидности, что проверяется в процессе клиринга, депозитарного хранения, доверительного управления.
Мировая практика показывает, что договоры, опосредующие операции с ценными бумагами, отличаются разнообразием юридических конструкций, что позволяет перенести участникам договорных отношений на международную биржу или в международную клиринговую организацию риски, связанные с оборотом ценных бумаг и валютных ценностей, которые могут возникнуть в межбанковских расчетах.
Международные обычаи оборота ценных бумаг частично закрепляют обязанность участников к обеспечению гарантий правомерности оценочных методов, методов определения ликвидности ценных бумаг и дебиторской задолженности, при отсутствии четких критериев оценки имущественных прав на фондовом рынке и рынке долгов, ответственности за "фиктивную" эмиссию, неправомерную оценочную деятельность и другие нарушения в сфере имущественных прав.
Инвестиционная деятельность, не подкрепленная документами Международного комитета по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), порождает бесконтрольный выпуск векселей, часто необеспеченных активами юридического лица. Особенно серьезные юридические последствия возникают при обращении взыскания на крупные пакеты ценных бумаг, затрагивающие имущественные права коллективного субъекта (акционерного общества), депозитария (ведущего учет прав на ценные бумаги), доверительного управляющего ценными бумагами, посредников, осуществляющих управление имущественными правами от имени собственника.
Международно-правовое регулирование рынка ценных бумаг в современных условиях находится под сильным влиянием Концепции внедрения международных стандартов финансовой отчетности на финансовые рынки различных государств.
Финансовые инструменты – самая дискутируемая и противоречивая тема из всего спектра вопросов, рассматриваемых МСФО. Поскольку основные правила были формализованы лишь в последние 10 лет, возникло много конфликтных вопросов с национальными стандартами разных стран.
На практике часто внедряются оценки, призванные быть эквивалентами справедливой стоимости, например, стоимость, рассчитанная путем дисконтирования денежных потоков или стоимость замещения. Понятие "справедливой стоимости" охватывает большинство аспектов оценки финансовых инструментов. В частности, первоначальное признание происходит всегда по справедливой стоимости. При последующей оценке справедливая стоимость используется не всегда, но для большинства случаев, когда она может быть определена и определение справедливой стоимости не привязано непосредственно к организованному рынку ценных бумаг.
Активы и обязательства делятся на финансовые и нефинансовые, в ряде случаев, например для расчетов в иностранной валюте, такое разделение также влияет на оценку активов и обязательств. Критерии разделения финансовых активов на краткосрочные и долгосрочные более подробны, чем в Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (приложение к Положению ЦБ РФ от 26.03.2007 № 302-П), и привязаны к оценочным категориям финансовых инструментов.
В целях последующей оценки выделены четыре категории финансовых активов: оцениваемые по справедливой стоимости, изменения которой отражаются в составе прибыли или убытка за период; удерживаемые до погашения; займы и дебиторская задолженность, имеющиеся для продажи.
Для финансовых обязательств действует общее правило последующей оценки по амортизированной стоимости, но есть четыре исключения из общего порядка. Во-первых, подробные критерии разделения финансовых обязательств и долевых инструментов установлены не только в стандарте, но и в толковании (КЙМФО (IFRIC 2)). Во-вторых, в основу разделения положено наличие или отсутствие обязанности организации осуществить выкуп инструмента у держателя. В-третьих, соблюдение указанных критериев ведет к невозможности признания в составе капитала чистых активов обществ с ограниченной ответственностью вследствие обязанности общества осуществить выкуп доли по требованию участников. В-четвертых, организация должна признавать финансовый инструмент в своем балансе только в том случае, если она становится стороной по договору в отношении данного финансового инструмента. Исключением из этого порядка являются договоры классической купли-продажи нефинансовых активов.
Организация должна прекратить признание актива только в том случае, если: истекает срок договорных прав требования на потоки денежных средств по финансовому активу; организация передает финансовый актив, и такая передача отвечает критериям прекращения признания.
Финансовый актив считается переданным организацией, когда она передала права требования по договору на получение потоков денежных средств по финансовому активу, сохранила за собой договорные права на получение потоков денежных средств по финансовому активу, но при этом приняла на себя договорное обязательство выплачивать эти денежные средства одному или нескольким получателям в рамках соглашения.
До применения стандарта МСФО на национальных рынках терминология фактически ограничивалась понятиями "финансовые вложения", "средства в расчетах" и "дебиторская и кредиторская задолженность". При этом в большинстве стран мира определение рыночной стоимости финансовых вложений значительно у́же, чем в стандарте МСФО, так как строго привязано к организованному рынку ценных бумаг.
Плохая разработанность МСФО в национальной практике государств открывает широкие возможности для принятия новых правил, которые не встретят на своем пути препятствий. Однако, с другой стороны, глубоко укоренившийся в практике учета приоритет формы над ОГЛАВЛЕНИЕм является серьезным препятствием для практического применения аналога МСФО без каких-либо дополнительных пояснений. В качестве решения проблемы возможно создание методических рекомендаций, применение которых требует профессионального суждения.