Соотношение личности и творчества
Личность – основа всякого творческого существа. Здесь возникает множество конфликтов, в частности, связанных с тем, что наука и техника, развиваясь, зачастую приводили к двум взаимосвязанным целям: господству над природой и подавлению человека. Научный метод создавал ясные понятия и одновременно с ними – инструменты, которые все более эффективно использовались для того, чтобы человек, овладевая миром, господствовал над человеком.
Какая деятельность может считаться творческой? Каковы критерии ее классифицирования в качестве таковой? Сложность определения творческой деятельности заключена в том, что данное понятие многопланово: творчество рассматривается как активность, как деятельность в целом, как вид, тип деятельности, как процесс, форма и т.д. Например, одни считают, что творчество – это деятельность по созданию новых ценностей: материальных и нематериальных. Другие полагают, что это только та деятельность, которая обладает новизной и общественной значимостью (иногда при этом добавляется: получившая общественное признание).
Логика творческого процесса выстраивается в движении от открытия мира к изобретению. Так, И. Кант подчеркивал: то, что открывают, предполагается уже существующим до этого открытия, только оно еще не было известным, например Америка до Колумба; но то, что изобретают, например, порох, не было никому не известно до мастера, который это сделал[1].
Творчество движется от предметной деятельности к проектированию и программированию – в результате происходит замена естественно-натуралистического взгляда на мир культурно-техническим.
Творчество можно оценивать в двух планах. Во-первых, как деятельность, в результате которой появляется новый продукт, используемый обществом. Во-вторых, можно оценивать значимость творчества для самой личности, и тогда творчество – это условие для самореализации личности, для развития се задатков, способностей, одаренности. Результатом становится изменение самой личности.
Творчество – это интегративное свойство личности, оно имеет динамичный характер, развивается в течение всей жизни, обогащаясь и совершенствуясь. Понятие креативности, т.е. способности к творению, становится характерной чертой нормального: нормальный человек – это тот, чья индивидуальная и общественная жизнь ориентирована творчеством. Речь в данном случае не идет о сверхвозможностях. Как раз цена сверхвозможностей, как считают ученые, – гипертрофия какого-то одного качества за счет других. Рекорды олимпийцев достигаются запредельной мобилизацией сил организма, и это сказывается на здоровье. Есть люди, которые могут обходиться без сна, но им нельзя водить машину: отсутствие обычного сна компенсируется тем, что они в течение дня по нескольку раз засыпают на секунду-другую, а за это время автомобиль проходит примерно 20 метров. Герой фильма "Человек дождя" обладал сверхъестественной памятью и умением считать. Ценой этого стал аутизм.
Почему сверхвозможности проявляются редко и чаще всего в экстремальных ситуациях? Оказывается, в мозге функционирует так называемый детектор ошибок, который следит за тем, чтобы наши действия носили стереотипный характер. Это не препятствует развитию реальных возможностей за счет тренировки мышц, гимнастики ума. Так, в старой школе практиковались заучивание стихов, устный счет, переписывание упражнений от руки – все это развивает мозг. В современной культуре, насыщенной компьютерами, калькуляторами и прочими устройствами, отпала прагматическая необходимость в этих процедурах. Но, как известно, если мышцы не тренировать, то они атрофируются, в том числе, и "мышцы" мозга.
Творческий источник находится в самом человеке. Сам этот процесс до сих пор содержит в себе тайну. Уже не вызывает сомнений, что начальным импульсом громадного числа открытий во всех областях человеческого знания и ценностях, включая науку, искусство, технологию служила интуиция.
Открытия Ньютона, Галилея, Мейера и Пуанкаре появились благодаря интуитивному пониманию законов гравитации, колебания маятника, сохранения энергии и автоморфных функций в математике. Точно так же и большинство технологических изобретений и большинство важных достижений философского и гуманитарного знания являются продуктами интуиции. Справедливо это и по отношению к искусству во всех его сферах, религии и в особенности морали, ибо там творчество одухотворено редкой интуицией гения, проповедника, мистика. Мы не должны забывать, что любое истинное творчество – это реальное познание, как любое истинное открытие есть творчество. Когда Моцарт или Бетховен, Рафаэль или Дюрер, Фидий или Шекспир, Будда или св. Павел, Платон или Кант создавали свои художественные, религиозные или философские системы, они актуализировали скрытый потенциал, существующий в реальности, они обнаружили и раскрыли нам то, что мы сами не видели и не знали.
В этом смысле любое творчество есть открытие и создание новой комбинации звуковых ценностей (в великой музыке), или новых архитектурных форм, раскрытых в оригинальной комбинации камня, мрамора, дерева и других архитектурных элементов, или новых аспектов жизни, вскрытых живописью, литературой, религией и этикой. Если бы все художественные, религиозные, философские и этические ценности были уничтожены, а все наши знания были бы сведены до "научных открытий", сформулированных в сухих утверждениях, то, как бы ни велико было наше знание о мире и реальности, оно было бы обеднено и унижено! Из миллионеров мы превратились бы в нищих!
Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество М., 1992. С. 474.
Обратим внимание на мысль о скрытом потенциале, существующем в реальности. Да, он существует, но обнаружить его и раскрыть дано не каждому. Только тот, кто "погружен" в дело, способен реализовать эту способность. Так, А. Пуанкаре описывал процесс своего открытия: "В течение двух недель я старался продемонстрировать, что нет математической функции, аналогичной той, которую я впоследствии называл “автоморфной функцией”. Каждый день я садился за свой письменный стол и пробовал множество комбинаций, но все безрезультатно. Однажды вечером вопреки привычке я выпил черного кофе и не мог долго уснуть; идеи переполняли мой мозг; я чувствовал, что они как будто вытесняют друг друга, пока две из них не переплелись в устойчивую комбинацию. Утром я установил существование класса “автоморфных функций”. Все, что мне пришлось сделать, – это повторить результаты, на что потребовалось только несколько часов"[2].
Призвание – это союз характера и ценности. Человек должен угадать себя; искать, находить и развивать в себе то, чем он является на деле, даже понимая, что никогда не добьется этого полностью.
Задание. Проведите дискуссию о границах творчества: тождественно ли творчество изобретательству? предполагает ли творчество полную и абсолютную новизну или допускает комбинирование уже известного в культуре? Например, могут ли считаться творческими результаты коллажа или фотошопа?