Соотношение физиологических и психических процессов в работе мозга
Одним из таких центральных вопросов психологии является вопрос о соотношении мозга и психики, или, говоря другими словами, физиологических и психических процессов в работе мозга. Ответ на этот вопрос представляет значительную сложность, так как оба процесса (психические и нейрофизиологические) имеют свою специфику. Если бы подобной специфики не существовало, то психология не имела бы прав на то, чтобы быть самостоятельной областью знания. Ее пришлось бы отождествить с физиологией нервной системы.
Трудности выяснения специфики психического связаны с тем, что хотя психические свойства и предполагают нервно-физиологическую деятельность, являясь ее результатом, однако эти нервно-физиологические процессы оказываются, по существу, не представленными в психическом явлении или как-то "замаскированными" в нем. Психические процессы содержат в себе характеристики внешних объектов (форму, величину, взаимодействие предметов), а не внутренних, физиологических процессов, при помощи которых эта специфическая черта психического, т.е. отраженность, представленность внешнего мира в состояниях телесной системы, возникает и обнаруживается. Исследование специфики психического существенно затруднялось из-за того, что в содержании и структуре психики нейрофизиологические процессы не были представлены и оставались неуловимыми. Наличие этих трудностей выразилось в выработке различных позиций к соотношению психологических и нейрофизиологических процессов. Рассмотрим некоторые из них.
► Позиция отождествления психических и нейрофизиологических процессов. Сторонники данной позиции исходили из того, что психические явления из-за "бестелесности" души находят свое полное проявление в мозговых физиологических процессах. Причем эта связь мозговых физиологических явлений с психологическими жестко однозначна: первое напрямую определяет второе, каждый физиологический процесс вызывает определенный психологический, какова физиология – такова и психология. Таким образом, происходит их отождествление, сведение всего к физиологии, т.е., по существу, отрицание психики как особого явления в мире. Такое понимание приводит и к утверждению, что функционирование психики полностью обусловлено биологическими, животными закономерностями и зависимостями. Однако такое сведение высшего к низшему (редукционизм), системного к элементарному (асистемность), разложение целого на "части, кусочки" (механистичность, атомизм) научно примитивно и некорректно. Применительно к человеку такие объяснения приводят к биологизаторству, постановке знака равенства между человеком и животным, к объяснению человеческого поведения только биологическими причинами.
► Позиция психофизиологического параллелизма утверждает независимость психики от физиологических процессов, происходящих в нервной системе, и наоборот. При этом статус психического может занижаться, и тогда психика вообще переходит в разряд эпифеноменов. Такой позиции придерживались, например, многие представители бихевиоризма, которые были уверены, что понятие "сознание", используемое в психологии, ничего не добавляет к их знанию о поведении человека. Практически получается, что физиологические и психологические явления функционируют параллельно, рядом, не соприкасаясь между собой. Вольно или невольно такую позицию занимает немалое число обществоведов, педагогов, юристов и еще больше – практиков. В решении вопросов организации жизни, труда, управления, воспитания они забывают о физиологии человека: свойствах его нервной системы, утомлении, здоровье, задатках и т.п. – в ложном убеждении, что правильным воздействием, волей, приказом, принуждением можно решить все. Такая позиция есть проявление волюнтаризма и некомпетентности.
► Позиция психофизиологическою взаимодействия. Она не отрывает психологическое от физиологического в функционировании мозга и не сводит одно к другому. Их взаимоотношения рассматриваются диалектически, во взаимосвязях, переходах количества в качество, в системных взаимоотношениях элементов и целого. Психологические явления, сознание, возникая на основе физиологических явлений и определенным образом завися от них, несводимы к ним. Физиологические закономерности проявляются в психике не механически (прямолинейно), не однозначно, а, так сказать, "в снятом виде". Психологические явления, образуя более высокий уровень системности и развиваясь на нем, приобретают решающую силу над физиологическими в регуляции взаимоотношений человека с внешним миром и во многом в регуляции систем собственного тела. Таким образом, психофизиологическое взаимодействие выражается в том, что не только физиологическое влияет на психологическое, но и, наоборот, второе влияет на первое. Отечественная психологическая наука и большинство зарубежных теорий реализуют третий подход.