Сообщества и социальные сети

При рассмотрении сообществ и социальных сетей в бизнесе и менеджменте часто акцентируется внимание лишь на современных технологиях продаж и маркетинге, например, таких как Social Media Marketing (SMM). Безусловно, в настоящее время Web 2.0 или Интернет социальных сетей являются важнейшим элементом позиционирования компаний на рынках и создания благоприятного имиджа продуктов среди потенциальных рыночных аудиторий. Вместе с тем сообщества и социальные сети играют важную роль в формировании и развитии всей организации и, в частности, организационной культуры.

Сообщество – это тем или иным образом организованное объединение людей с целью реализации общих интересов. Сообщество является частной формой организации и в наибольшей степени аналогично такому социальному явлению, как клуб.

Сообщество не обязательно имеет отражение или проявление в Интернете, но, как правило, стремится к тому, чтобы институционализироваться в Сети. То есть сообщество может существовать как оффлайн, так и онлайн.

Социальная сеть – это информационная платформа, позволяющая интернет-пользователям создавать личные записи или объединяться в сообщества на основе неких открытых правил и определенного публичного протокольного соглашения.

Сообщество в социальной сети – это объединение интернет-участников социальной сети по тому или иному определенному общему интересу.

Таким образом, в данном случае ключевым понятием является именно сообщество в социальной сети как организационная форма объединения участников на определенной информационной платформе. Базовым элементом социальной сети и любого сообщества является блог.

Блог – это элемент социальной сети, отражающий присутствие в ней того или иного участника через регулярно обновляемые сообщения текстового, визуального, мультимедийного или иного содержания.

Блог содержит индивидуальную информацию о пользователе, поэтому в ряде социальных сетей блоги называют аккаунтами, хотя данное понятие несколько шире и представляет собой учетную запись па сайте, т.е., в принципе, любую индивидуализированную авторскую информацию о пользователе. Автора блога называют блогером, а функционирование, развитие блога и взаимодействие блогера с другими блогерами и сообществами – блогингом.

Как уже было отмечено, Web 2.0 и социальные сети не могут существовать без блогов, поскольку именно все ОГЛАВЛЕНИЕ или контент данного сегмента Интернета определяется исключительно активностью пользователей. В связи с этим социальные сети часто называют блог-платформами.

Именно из блогов или аккаунтов как из базовых элементов состоят все сообщества в социальных сетях, в некоторые из них даже нельзя войти, не оставив о себе учетную запись. Индивидуализация и авторский характер участников социальных сетей являются важным обстоятельством, позволяющим участникам сообществ становиться веб-личностями.

В настоящее время существуют десятки и сотни самых различных социальных сетей, в которых функционируют миллионы различных сообществ. При этом любой желающий пользователь Сети может создавать неограниченное число сообществ по своему желанию.

Развитие данной организационной формы предопределено идеологией открытой организации, т.е. организации, находящейся в постоянном взаимодействии с внешней средой, границы которой не просто размыты, а меняются в зависимости от ситуации. Важным фактором развития открытых организаций является то, что они ориентируются на использование преимущественно внешних ресурсов и внешней информации для собственного развития.

Может ли организация существовать исключительно в форме сообщества без использования других форм и моделей? Да, и таких примеров уже предостаточно. Более того, сообщества в силу своей организационной привлекательности (гибкость, адаптивность, открытость и т.д.) будут повышать свое присутствие в самым разных рыночных нишах.

Среди всего множества можно выделить три группы социальных сетей: универсальные, профессиональные (или специальные) и национальные.

Универсальные социальные сети являются платформой для функционирования любых блогов и сообществ любого содержания. Самой известной подобной социальной сетью является facebook.com. Главным преимуществом подобных социальных сетей является то, что среди их пользователей можно найти выход на любую целевую аудиторию по желанию организации или их комбинации.

Профессиональные или специальные социальные сети стремятся ограничить круг своих участников определенной тематикой либо стимулируют их уже внутри социальных сетей объединяться по профессиональному или иному признаку. Данное обстоятельство позволяет работать с аудиториями целевым образом, если подобная концентрация требуется организации. Самой известной и популярной подобной социальной сетью является linkedin.com, которую создатели данной платформы позиционируют как "самую большую в мире сеть профессиональных контактов".

Россия как один из крупнейших интернет-рынков в мире, наряду с другими крупными экономиками, например Китая, имеет национальные социальные сети, участники которых объединяются по языковой общности, в данном случае, по принадлежности к кириллическому сегменту Интернета или Рунету. Самой популярной подобной социальной сетью является vkontakte.ru или vk.com. Данная социальная сеть успешно конкурирует в России с facebook.com и стремится выйти за пределы кириллического сегмента, став универсальной сетевой платформой.

В настоящее время социальные сети стремятся из блог-платформ, предоставляющих платно или бесплатно "движок", т.е. платформу для создания авторского мини-сайта (блога), превратиться в универсальные информационные ресурсы, позволяющие пользователю, используя его аккаунт, получать универсальный офис с электронной почтой, интернет-поисковиком, телефонной связью, банковскими услугами, возможностью проводить совещания и пр., что иногда практически переводит бизнес и всю жизнь организации в веб-пространство, например, на платформе googk.com. Данное обстоятельство формирует определенную организационную культуру, о чем скажем ниже.

Среди наиболее важных функций, выполняемых сообществами в социальных сетях для функционирования и развития организации, следует отметить:

– повышение коммуникативной компетентности организации через построение новых форм и инструментов коммуникации как внутри организации, так и с внешней средой (см. параграф 3.1);

– создание, накопление и распространение знаний организации посредством творчества блогеров их взаимодействия друг с другом (см. гл. 5);

– функционирование "коллективного разума" через привлечение к решению задач организации неограниченного круга интернет-пользователей и их информационных ресурсов;

– мгновенное распространение формализованных знаний и информации, в том числе приказов, решений, а также отчетов и результатов их исполнения;

– взаимодействие напрямую с целевыми аудиториями;

– возможность осуществления внешнего контроля за деятельностью организации со стороны акционеров, партнеров и других стейкхолдеров (заинтересованных лиц);

– оптимизация и, что немаловажно, удешевление внешних и внутренних коммуникаций;

– осуществление процесса управления и пр.

Среди наиболее важных функций, выполняемых сообществами в социальных сетях для развития организационной культуры, следует отметить:

– формирование организационного единства через приобщение к общей информации, совместному принятию решений, к корпоративным ценностям, представленным в сообществе;

– выявление лидеров и стимулирование духа соревновательности в организации;

– продвижение фирменной символики, слоганов, логотипов и т.п. внутри организации;

– выявление неформальных групп в организации и организация работы с ними;

– формирование пула симпатизантов (сторонников) организации, привлечение их к развитию организации и поддержанию культуры и др.