Сонористика. Нарцисс в зеркале звуков (игра тембров, выражающая "Я" автора)

О музыке постмодерна: "Музыкой можно назвать абсолютно все, немузыки просто нет".

(Джон Кейдж)

Что такое сонористика?

Сонористика (сонорное направление в музыке; ит. sonore - звучать) - музыкальная деятельность, в основе которой лежит не высота звука, а тембр и в которой идет поиск новых музыкальных красок (нетрадиционных звучаний: играют на трости, на пиле, палочками по струнам рояля, хлопают по деке, по пульту, извлекают звук путем протирания мундштука платком).

Художественная концепция

Сонористика - игра тембров, в которой находит выражение личностное "Я" автора, игра тембров, выражающая "Я" автора.

История возникновения

Сонористика возникла в конце 50-х - начале 60-х годов. Поиски новых тембров, новых способов звукоизвлечения велись музыкантами всегда. Еще в 1911 г. Г. Коуэлл применил комплексы "звуковых гроздьев", исполняющихся на фортепиано кулаком, ладонью или предплечьем. Он же в 1923 г. ввел игру непосредственно на струнах фортепиано. Однако это еще не была сонористика, так как тембру еще не придавалось решающего значения.

Родоначальником сонорной музыки стал польский композитор К. Пендерецкий, написавший для симфонического оркестра реквием "Памяти жертв Хиросимы" (1960). Это музыкальное начинание продолжили К. Сероцкий, С. Буссотти и другие. В "Флюоресценциях" Пендерецкий проявил огромную изобретательность в создании фантастических тембровых звучаний.

Новые звукоизвлечения

Польский композитор Ю. Лучюк исполнял свои произведения с помощью струи и педали, игнорируя клавиатуру. В концертах С. Буссотти в Вене (1970) исполнители скребли щетками брюхо рояля, стучали молотком по деке и стенкам.

Схожесть с оп-артом

В пьесах "Звучания" Л. Шари, "Контуры" Б. Шеффера музыкальные интонации перекликаются с переливами цветовых и световых пятен в произведениях оп-арта.

Особенности

В чистой сонорной музыке мелодия, гармония и ритмика особой роли не играют, значение имеет лишь тембровое звучание. Потребность его фиксации вызвала к жизни специальные графические формы записи тембра в виде тонких, жирных, волнистых, конусообразных линий. Порой указывается и диапазон, в котором исполнителю надо играть.

Музыкальный пуантилизм. Человек в раздробленном мире, состоящем из осколков

Что такое пуантилизм

Пуантилизм (фр. point - точка) - музыкальное направление, в котором приоритетами поэтики стали разорванность музыкальной ткани, разбросанность звучания по регистрам, сложность ритмики и тактовых размеров, обилие пауз (основой музыки становится пауза).

Художественная концепция и философское основание

Музыкальный пуантилизм отказывается от создания внятной художественной реальности (от реальности, которую можно было бы понять, опираясь на мировую музыкально-художественную традицию и пользуясь традиционными музыкально-семиотическими кодами).

Мне дождь весенний говорит:

Мир из осколков состоит.

И утверждает вешний гром. Что изменилось все кругом.

Пуантилизм прокламирует личность, эмигрирующую в мир своей души, и утверждает осколочность раздробленного мира, окружающего личность. Этот некогда уютный и гармоничный мир раздробило человечество, ввергнувшее себя в две мировые войны, в гонку вооружений, в страх атомной угрозы.

История возникновения и особенности

В конце 50-х - начале 60-х годов в музыке на основе "тотального сериализма" возникает пуантилизм. Пуантилизм вводит в музыкальный обиход игру исполнителя одним пальцем и даже музыку без звука. В "Пяти пьесах по Давиду Тюдору" итальянского композитора Сильвано Буссотти (р. 1931) первая пьеса представляет собой тридцать секунд молчания, а третья - сорок пять. Его пуантилистическая пьеса "Причуды" в исполнении виолончелиста И. Гомеса - последовательность нескольких pizzicato. Исполнитель играет на виолончели, усиливая на tremolo звуки неопределенной высоты. Звуки разделяются большими паузами. Исполнитель прибегает к нетрадиционным формам и средствам звукоизвлечения, таким, как поворот виолончели в сторону или хлопки по деке. Составной частью исполнения становится паясничание виолончелиста.

Необычные, нетрадиционные черты есть в композиторском искусстве пуантилизма: так американский композитор и теоретик Джон Кейдж (1912-1992) создал пьесу "4,33", представляющую собой 4 минуты и 33 секунды тишины (исполнена в 1952 г.).

К особенностям пуантилизма относится ряд приемов исполнительства, например, игра на разваливающемся рояле или скрипке или выступление в Гамбурге дирижера Дитера Шнебеля, исполнившего Концерт без оркестра для одного пианиста (и публики).