Сохранение
Это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование, а динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающего переработку материала. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Оно может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение происходит в оперативной памяти, а статическое - в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке. Реконструкция материала осуществляется под влиянием новой информации, непрерывно поступающей от наших органов чувств, и проявляется в видоизменении сохраняемого материала: исчезают несущественные детали, замена одних элементов другими, изменение последовательности материала и степени его обобщения.
Воспроизведение
Актуализация закрепленного ранее содержания психики. Воспроизведение может протекать в виде:
1) узнавания, или воспроизведения с опорой на восприятие, оно происходит в условиях непосредственного воздействия внешних раздражителей, активизирующих старые связи;
2) собственно воспроизведения как произвольной или непроизвольной актуализации; 3) припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия; 4) реминисценции - отсроченного непроизвольного воспроизведения того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) было временно забыто (не воспроизводилось).
Забывание
Процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта. Это целесообразный процесс. Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека.
Забывание особенно интенсивно происходит сразу после заучивания. Это общая закономерность, хотя содержательный зрительный или вербальный материал забывается медленнее, чем, например, последовательности цифр или бессмысленных слогов. Наличие интереса к запоминаемому материалу ведет к более длительному его сохранению. Материал, связанный с потребностями, целями действий человека, забывается медленнее, а многое из того, что имеет для данного субъекта особое значение, не забывается совсем. Забывание не сводится только к количественному уменьшению объема заученного материала, претерпевающего в процессе сохранения и воспроизведения качественные изменения. Наиболее полно и прочно сохраняется основное ОГЛАВЛЕНИЕ материала; второстепенные детали забываются быстрее. В связи с этим сохраняемый в памяти материал приобретает со временем все более обобщенный, схематический характер.
Наиболее распространенные объяснения забывания связаны с двумя гипотезами, впервые сформулированными немецкими психологами Г. Э. Мюллером и А. Пильцекером в 1900 г.
1. Ослабление следов. Следом памяти называют результат работы мнемической системы, а ослаблением следов - уменьшение силы ассоциативных связей с течением времени. Впервые силу следа экспериментально изучил немецкий психолог Г. Эббингауз (1850-1909), построив знаменитую кривую забывания, согласно которой основной объем информации забывается в первый час после запечатления.
2. Интерференция - тормозящее влияние на процесс запоминания нового материала предшествующей или последующей деятельности. Существуют два вида интерферирующего влияния: ретроактивная интерференция - "назад действующее", новый материал ухудшает сохранение предшествующего; проактивная интерференция - предшествующий материал ухудшает запоминание последующего. Вероятность интерференции тем сильнее, чем больше сходство между предшествующей и последующей деятельностью, меньше степень научения и осмысленности, сложнее запоминаемый материал.
Своеобразное толкование забывания было предложено основателем психоанализа 3. Фрейдом, он рассматривает забывание как результат работы защитных механизмов, вытесняющих из сознания и в дальнейшем не пускающих в него травмирующие и неприятные воспоминания, т.е. в первую очередь забывается то, что представляет угрозу целостности и самооценке личности.
Многочисленные наблюдения и эксперименты показывают, что забывание далеко не всегда бывает абсолютным. Изменение функционального состояния, реконструкция условий, в которых происходило запоминание, применение более эффективной стратегии воспроизведения и поиска в памяти зачастую оказываются достаточными для восстановления, казалось бы, утраченной информации. Большое значение для предотвращения забывания имеет активное повторение и особенно организация материала, осуществляющаяся путем его включения в системы все более и более богатых семантических связей.