Лекция 34. Соглашение о ценообразовании
Российская организация — налогоплательщик, отнесенный в соответствии со ст. 83 ПК РФ к категории крупнейших налогоплательщиков (далее в главе — налогоплательщик), вправе обратиться в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения (далее также — соглашение о ценообразовании). Соглашение о ценообразовании представляет собой соглашение между налогоплательщиком и ФНС России о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока его действия в целях обеспечения соблюдения положения п. 1 ст. 105.3 НК РФ. Предметом соглашения о ценообразовании являются:
1) виды и (или) перечни контролируемых сделок и товаров (работ, услуг), в отношении которых заключается соглашение;
2) порядок определения цен и (или) описание и порядок применения методик (формул) ценообразования для целей налогообложения;
3) перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, условиям соглашения;
4) срок действия соглашения;
5) перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий соглашения о ценообразовании.
Иные условия соглашения о ценообразовании, помимо указанных, могут быть установлены по соглашению сторон.
Сторонами соглашения о ценообразовании являются налогоплательщик и ФНС России в лице руководителя этого органа (заместителя руководителя). Если заключение соглашения о ценообразовании предусматривается в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, налогоплательщик вправе обратиться в ФНС России с заявлением о заключении такого соглашения о ценообразовании с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства в порядке, устанавливаемом Минфином России.
В случае совершения однородных контролируемых сделок между несколькими российскими взаимозависимыми организациями (группой налогоплательщиков) с указанными организациями может быть заключено многостороннее соглашение о ценообразовании. При этом условия указанного соглашения распространяются на всю группу налогоплательщиков, его заключивших.
При заключении соглашения о ценообразовании, изменении условий и проведении проверки исполнения условий соглашения общие интересы группы налогоплательщиков может представлять одна организация из группы налогоплательщиков, полномочия которой подтверждаются доверенностями, выданными в порядке, установленном законодательством РФ.
Налогоплательщик, заключивший соглашение о ценообразовании, вправе уведомить лиц, с которыми совершаются сделки, о факте заключения такого соглашения и об установленном в нем порядке определения цены, применяемой для целей налогообложения.
Соглашение о ценообразовании может быть заключено по одной либо нескольким сделкам (группе однородных сделок), имеющим один и тот же предмет, на срок, не превышающий 3 лет. При этом действие соглашения о ценообразовании может быть распространено на период, истекший с 1-го числа календарного года, в котором налогоплательщик обратился в ФНС России с заявлением о заключении соглашения до дня вступления в силу указанного соглашения. Налогоплательщик при соблюдении им всех условий соглашения о ценообразовании вправе обратиться в ФНС России с заявлением о продлении срока действия соглашения о ценообразовании. Соглашение о ценообразовании может быть продлено но соглашению сторон не более чем на 2 года в порядке, предусмотренном ст. 105.22 НК РФ.
Соглашение о ценообразовании вступает в силу с 1 января календарного года, следующего за годом, в котором оно было подписано, если иное не предусмотрено непосредственно указанным соглашением.
К заявлению налогоплательщика о заключении соглашения о ценообразовании, представленному налогоплательщиком в ФНС России, прилагаются (п. 1 ст. 105 .22 НК РФ):
1) проект соглашения о ценообразовании;
2) документы о деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых налогоплательщиком предлагается заключить соглашение о ценообразовании;
3) копии учредительных документов налогоплательщика;
4) копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика;
5) копия свидетельства о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе по месту его нахождения на территории РФ;
6) бухгалтерская отчетность налогоплательщика за последний отчетный период;
7) документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за рассмотрение ФНС России заявления о заключении соглашения о ценообразовании;
8) иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении соглашения о ценообразовании.
Указанные документы представляются в ФПС России в произвольной форме, если иная форма не установлена законодательством РФ. ФНС России вправе запрашивать у налогоплательщика другие документы, необходимые для целей соглашения о ценообразовании.
ФНС России рассматривает представленные налогоплательщиком заявление и другие документы в срок не более 6 месяцев со дня их получения. Указанный срок может быть продлен до 9 месяцев. Основания и порядок продления срока рассмотрения представленных налогоплательщиком документов устанавливаются ФНС России.
По результатам рассмотрения документов, представленных налогоплательщиком, ФНС России принимается одно из следующих решений:
1) решение о заключении соглашения о ценообразовании;
2) мотивированное решение об отказе от заключения такого соглашения;
3) решение о необходимости доработки проекта соглашения, в котором ФПС России предлагает налогоплательщику доработать в соответствии с требованиями НК РФ и повторно представить проект соглашения о ценообразовании и документы.
Соответствующее решение о заключении (об отказе в заключении, о необходимости доработки проекта соглашения) соглашения о ценообразовании (с указанием места, даты и времени подписания соглашения о ценообразовании в случае принятия решения о заключении соглашения о ценообразовании) направляется налогоплательщику (уполномоченному представителю налогоплательщика) в течение 5 дней с даты принятия такого решения.
При повторном представлении проекта соглашения о ценообразовании и документов на основании решения о необходимости доработки проекта соглашения:
1) государственная пошлина не взимается;
2) ФПС России решение принимается в течение 3 месяцев.
Основаниями для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании, в частности, являются:
1) непредставление или представление не в полном объеме документов, прилагаемых к заявлению налогоплательщика о заключении соглашения о ценообразовании;
2) неуплата или неполная уплата государственной пошлины;
3) мотивированный вывод о том, что в результате применения предложенного налогоплательщиком в проекте соглашения о ценообразовании порядка определения цен и (или) методов ценообразования не будет обеспечиваться исполнение положений и. 1 ст. 105.3 НК РФ.
Решение об отказе в заключении соглашения о ценообразовании может быть обжаловано в суд в соответствии с законодательством РФ.
Копия соглашения о ценообразовании, заключенного с налогоплательщиком, направляется ФНС России в течение 3 дней со дня подписания этого соглашения в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Заявление налогоплательщика о заключении соглашения о ценообразовании, представленное налогоплательщиком в ФНС России, может быть отозвано указанным налогоплательщиком. При этом уплаченная сумма государственной пошлины не возвращается.
Соглашение о ценообразовании может быть изменено.
Проверка исполнения налогоплательщиком соглашения о ценообразовании осуществляется ФНС России в соответствии с порядком, предусмотренным гл. 14.5 НК РФ. В случае если налогоплательщиком были соблюдены условия соглашения о ценообразовании (в том числе при установлении этого обстоятельства по итогам указанной проверки), Ф11С России не вправе принимать решение о доначислении налогов, пеней и штрафов в отношении тех контролируемых сделок, цены по которым (методы их определения) были согласованы в соглашении о ценообразовании.
Соглашение о ценообразовании прекращается по истечении срока его действия либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных ст. 105.24 НК РФ. Действие соглашения о ценообразовании прекращается досрочно по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России при нарушении налогоплательщиком соглашения о ценообразовании в течение срока его действия, повлекшем за собой неполную уплату налогов и выявленном в ходе проведения проверки в порядке, предусмотренном гл. 14.5 НК РФ. Соглашение о ценообразовании также может быть расторгнуто досрочно по соглашению сторон или по решению суда. Решение ФНС России о прекращении соглашения о ценообразовании вручается налогоплательщику (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком (его представителем), либо направляется налогоплательщику по почте заказным письмом в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения. Решение о прекращении соглашения о ценообразовании, направленное налогоплательщику по почте заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней со дня направления такого заказного письма. Копия указанного решения в тс же сроки направляется в налоговый орган по месту учета этого налогоплательщика в качестве крупнейшего.
Решение ФНС России о прекращении соглашения о ценообразовании может быть обжаловано налогоплательщиком в арбитражный суд в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством РФ.
Уплата суммы налога, пеней и штрафа осуществляется только в случае, если прекращение соглашения о ценообразовании вследствие неисполнения (нарушения) его условий повлекло занижение суммы налога.
Условия соглашения о ценообразовании остаются неизменными в случае изменения законодательства о налогах и сборах в части регулирования отношений, возникающих при заключении соглашения о ценообразовании, внесении в него изменений и прекращении его действия. В случае иных изменений законодательства РФ о налогах и сборах и законодательства РФ о таможенном деле, влияющих на деятельность налогоплательщика, стороны соглашения имеют право внести в текст соглашения о ценообразовании соответствующие изменения.
ФНС России в целях реализации гл. 14.6 НК РФ и в связи с многочисленными вопросами, поступающими от налогоплательщиков, опубликовало письмо от 12 января 2012 г. № ОА-4-13/85 "О заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения", в котором отмечалось, что ФНС России при заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения (далее — соглашение) будет придерживаться общепринятых в международной практике принципов заключения таких соглашений, в частности содержащихся в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций (далее — Руководство ОЭСР).
С целью обеспечения единообразного понимания терминов, связанных с различными видами соглашений, ФПС России в указанном письме используется терминология согласно Руководству ОЭСР, а именно:
термин "одностороннее соглашение" используется для любых соглашений, которые заключаются без участия компетентных органов исполнительной власти иностранного государства;
термин "двустороннее соглашение" используется для соглашений, заключаемых с участием органа исполнительной власти иностранного государства соответственно.
Соглашение является широко используемым в мировой практике инструментом, который может способствовать разрешению наиболее сложных вопросов, возникающих при реализации законодательства об определении цен для целей налогообложения. При этом выработка согласованной позиции происходит на принципах равной информированности сторон, открытости и взаимного доверия.
В письме ФНС России отмечается, что заключение соглашения может позволить налогоплательщикам:
• согласовать позиции относительно порядка определения цен и (или) применения методов ценообразования для целей налогообложения к конкретным контролируемым сделкам (группам однородных сделок) с налоговыми органами, в том числе еще до их совершения;
• минимизировать возможные разногласия по спорным вопросам, связанным с определением цен для целей налогообложения:
• с более высокой долей уверенности оценить размер будущих налоговых обязательств, связанных с контролируемыми сделками при условии соблюдения положений заключенного соглашения;
• снизить риски возможного применения санкций, предусмотренных ст. 129.3 ПК РФ;
• сократить уровень затрат, связанных с осуществлением мероприятий по выполнению требований законодательства об определении цен для целей налогообложения;
• снизить административную нагрузку, связанную с осуществлением процедур контроля за соблюдением указанного законодательства.
В письме подчеркивается, что в соответствии с положениями гл. 14.6 ПК РФ обратиться в ФНС России с заявлением о заключении соглашения вправе только российская организация — налогоплательщик, отнесенный в соответствии со ст. 83 ПК РФ к категории крупнейших налогоплательщиков. Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков утверждены приказом Минфина России от И июля 2005 г. № 85н и приказом ФНС России от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/308.
Отмечается, что сам по себе факт осуществления крупнейшим налогоплательщиком контролируемых сделок не является основанием для заключения соглашения. Во многих случаях налогоплательщику целесообразно и достаточно вести документацию по выполнению требований законодательства, регулирующего определение цен для целей налогообложения, в установленном НК РФ порядке. Так, если временные и трудовые затраты, связанные с процессом заключения соглашения, выше, чем затраты на осуществление традиционных мероприятии по выполнению требований законодательства об определении цен для целей налогообложения (подготовка уведомлений, документации об определении цеп для целей налогообложения и т.п.), выбор методологии определения цен для целей налогообложения является очевидным, а информация, используемая для целей применения методологии, является точной и достоверной, заключение соглашения может быть признано налогоплательщиком нецелесообразным. Заключение соглашения является добровольным и должно отвечать интересам сторон, стороны соглашения не могут быть понуждены к его заключению.
Следует указать, что Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" п. 1 ст. 333.33 гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ дополнен подп. 133, согласно которому государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: "за рассмотрение заявления о заключении соглашения о ценообразовании, заявления о внесении изменений в соглашение о ценообразовании — 1 500 000 рублей".
К письму ФНС России прилагаются рекомендации и разъяснения налогоплательщикам по порядку заключения, проверке исполнения и прекращению соглашения, в которых указывается, в частности, что с целью оценки целесообразности обращения с заявлением о заключении соглашения, обеспечения его более качественной подготовки, сокращения сроков рассмотрения заявления, а также для уточнения требований (DHC России к составу и содержанию документов и материалов, необходимых для заключения соглашения, налогоплательщик может обратиться в ФНС России для предварительного обсуждения основных положений соглашения.
Во время предварительного обсуждения налогоплательщик может в виде презентации или в иной удобной форме изложить:
— сущность и фактические обстоятельства контролируемой сделки, которая может являться предметом соглашения;
— описание хозяйственной деятельности сторон контролируемой сделки, налоговыми резидентами каких государств они являются, являются ли стороны контролируемой сделки взаимозависимыми, характер взаимозависимости;
— предполагаемую методологию определения цеп для целей налогообложения, источники информации и иные сведения, которые налогоплательщик посчитает необходимым указать.
Отмечается, что предварительное обсуждение процесса заключения и основных положений соглашения между налогоплательщиком и налоговой администрацией широко используется в международной практике и входит в список рекомендаций, содержащихся в Руководстве ОЭСР (приложение к гл. IV "Рекомендации по заключению предварительных соглашений о ценообразовании в соответствии с взаимосогласительными процедурами"). Более подробно с материалами по данному вопросу можно ознакомиться на официальном сайте ОЭСР (текст на английском языке доступен по адресу oecd.org).
Для организации предварительного обсуждения необходимо направить письмо в Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России посредством электронной почты, факсимильной связи или почтовым отправлением. Необходимая контактная информация доступна на официальном сайте ФНС России в разделе "Трансфертное ценообразование" по адресу: naIog.ru/mnsTus/transfer/. В заголовке письма указывается: "Предварительное обсуждение соглашения о ценообразовании". В тексте письма также необходимо указать контактные данные лиц, которые примут участие в предварительном обсуждении, а именно: наименование организации, фамилию, имя, отчество и должность контактного лица, телефон и адрес электронной почты, документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в обсуждении. По результатам предварительного обсуждения ФНС России может уведомить налогоплательщика о своей позиции относительно целесообразности подачи заявления о заключении соглашения, а также о своей оценке временных затрат, необходимых для заключения конкретного соглашения. Независимо от позиции ФНС России налогоплательщик сохраняет право обратиться с официальным заявлением о заключении такого соглашения.