Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: "пойдите, осмотрите землю и Иерихон".

Библия

Весь исторический опыт борьбы с преступностью убедительно свидетельствует о том, что достижение положительного результата, тем более какого-то эффекта в этой работе, возможно лишь при поддержке и активном участии граждан. Сейчас можно лишь сожалеть, что несмотря на существенный рост преступности, слабую деятельность правоохранительных органов по предупреждению и раскрытию преступлений, сложившиеся институты общественной помощи и содействия органам (оперативные отряды, внештатные сотрудники, специализированные дружины и т.д.) утрачены, и в этих формах, скорее всего, очень надолго.

Причин здесь много, но главная, на наш взгляд, – резкое и глубокое падение общественного и индивидуального правосознания. О том, что это, к сожалению, так, свидетельствует и безуспешная попытка поправить положение на уровне правительства, в частности, в ряде обращений предлагается рассмотреть возможности восстановления и стимулирования деятельности различных общественных формирований, содействующих охране общественного порядка и содержащихся за счет бюджета соответствующего уровня и (или) специальных фондов. Надежда есть на пусть трудное, но поступательное движение правосознания с улучшением морального воззрения на добро и зло, справедливость и несправедливость, на развитие позитивного отношения к праву, к пониманию личного участия в правоохранительной деятельности.

Затянувшееся негативное перестроечное явление в социальной, экономической и политической жизни государства и его граждан не могло соответствующим образом не сказаться и на специальном содействии лиц в сфере ОРД.

Уже хорошо то, что нас в этот период относительно слабо задела крайне некомпетентная, порой экстремистская позиция отдельных государственных чиновников на постсоветском пространстве по отношению к негласным силам, средствам и методам работы органов, осуществляющих ОРД.

Получение необходимой информации о фактах преступлений и криминальной активности лиц возможно практически только путем негласного проникновения в преступную среду с применением соответствующих разведывательно-поисковых методов.

Во все времена первостепенную ценность представляла информация (военная, политическая, экономическая) о замышляемых и подготавливаемых действиях противодействующей стороны: государства, преступников и пр., и, следовательно, высоко ценились информаторы. И это далеко не чисто русский, российский феномен.

Римские императоры имели целые подразделения тайных агентов ("деляторов-информаторов"), В бытность Ришелье особое внимание уделялось получению негласной информации, в том числе и от весьма хорошего агента Шарля д'Артаньяна (прототипа героя романа о трех мушкетерах).

В печати мало упоминается имя романиста Даниеля Дефо (автора известного романа о Робинзоне Крузо) как главы английской секретной службы, а ранее не безуспешно работавшего в качестве агента. Им была создана разветвленная система получения негласной информации. Выдающиеся успехи в организации негласной работы принадлежат Наполеону. Его "секретное бюро" делало ставку на агентов в среде неприятелей и своих сограждан, которых он обильно снабжал денежными средствами за агентурную информацию. В числе штатных агентов была и Мата Хари, которая могла бы назвать среди своих любовников и Канариса, безжалостно и жестоко предавшего своего самого ценного агента[1]. Любопытно, что одновременно развивалась и так называемая коммерческая разведка, собиравшая сведения в коммерческих целях, ибо по заявлению философа Жан-Жака Руссо "нет таких законных доходов, чтобы их нс превысили незаконные". Некоторые примеры негласной работы известных личностей приводятся для того, чтобы особо подчеркнуть объективно закономерный и необходимый труд негласных сотрудников во все исторические периоды фактически всех государств, разумеется, и России тоже.

Насколько важное значение в современный период придается вопросам негласного сотрудничества с лицами, осведомленными о тяжких замаскированных преступлениях, можно судить по международным правовым документам в сфере борьбы с преступностью. Так, в Конвенции ООН против коррупции отмечается необходимость участия общества в антикоррупционной политике с обращением внимания на уважение, поощрение и защиту свободы поиска, получения информации о коррупции, а в ее разделе "Криминализация и правоохранительная деятельность" имеются нормы о специальных мерах защиты свидетелей, экспертов, потерпевших и информаторов (ст. 32, 33).

Анализируя законодательные и научные источники по работе полиции западных стран, нетрудно прийти к выводу о том, что эффективность деятельности полиции в борьбе с уголовной преступностью во многом обусловлена наличием качественного состава негласного аппарата. Оценка уровня профессионализма сотрудников криминальной полиции как раз и основана на показателях их осведомленности о преступном мире и раскрытии опасных преступлений с помощью такого аппарата. Полагаем, что Россия не должна быть исключением в разрешении этих универсальных для всех стран вопросов.

Так, использование ФБР негласных средств в борьбе с преступностью регламентируется инструкциями Генерального атторнея и, в частности, об использовании осведомителей и конфиденциальных источников, директивами президента США и другими законами и ведомственными актами, в которых особое место уделяется использованию осведомителей, проведению различных секретных операций и разведывательному расследованию.

Дело поставлено так, что многие граждане заинтересованы в оказании помощи полиции в предоставлении конфиденциальной информации, но принципиально важно то, что предпочтение отдается лицам, которые обладают информацией о правонарушителях либо свободно могут получить ее, будучи, как правило, связанными с лицами из преступной среды[2].

"Использование секретных осведомителей или тайных агентов, – говорится в одном из решений Верховного суда США, – есть законная и правильная тактика правоприменяющих органов и оправдана интересами граждан. Фактически без использования осведомителей многие преступления остались бы без возмездия, и правонарушители избежали бы привлечения к ответственности"[3].

Согласно действующему в Великобритании процессуальному кодексу об использовании осведомителей негласные сотрудники могут быть привлечены к выявлению и раскрытию преступлений.

Законодательство Германии регламентирует использование нескольких категорий негласных помощников полиции (анонимные сотрудники полиции – подпольные агенты, законспирированные следователи, агенты-провокаторы, доверенные лица, осведомители). Болес того, допускает легитимную возможность использования их в расследовании преступлений. По этому поводу имеются различные циркуляры. Например, циркуляр по использованию осведомителей и других информаторов в качестве основополагающего положения провозглашает, что "в соответствии с требованиями правового государства органы уголовного преследования в принципе должны предъявлять все имеющиеся в их распоряжении материалы по определенному делу для их использования впоследствии в судебном разбирательстве, чтобы обеспечить отыскание истины"[4].

Использование в судебном разбирательстве в качестве доказательств данных, полученных от негласных сотрудников, признается правомерным и Европейским Судом по правам человека.

Следует отмстить также, что в соответствии с международными договорами в правовых системах многих иностранных государств созданы и активно внедряются программы защиты информаторов. Наиболее эффективными в этом плане являются системы безопасности негласных сотрудников в США, ФРГ, Франции и некоторых других государствах.

Несмотря на многовековую историю существования института негласного сотрудничества и в России, в отечественном законодательстве, не в пример другим странам, впервые попытка правового регулирования была предпринята совсем недавно, лишь с принятием Закона об ОРД в 1995 г. (первая редакция – 1992 г.). И в этом отношении следует отметить, что Россия переняла опыт указанных стран, и отечественное законодательство в основе своей соответствует международным стандартам.

В Законе об ОРД указано, что отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению ОРМ с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим ОРД (ч. 1 ст. 17), поскольку речь идет об участии в ОРМ, то сохранение конфиденциальности зачастую диктуется не только желанием лица, но и необходимостью негласности самого мероприятия. Однако законодатель, отражая сложившуюся практику негласной работы, принимает во внимание не разовое оказание помощи в каком-либо конкретном мероприятии, что, конечно, тоже весьма важно, а относительное постоянство такой работы. Имеется в виду сотрудничество в поисковой деятельности по выявлению лиц и фактов, представляющих оперативный интерес в целях предупреждения, раскрытия преступлений и розыска преступников. Их помощь дает возможность иметь своевременную и достаточно профессиональную информацию о состоянии складывающейся оперативной обстановки в целях быстрого реагирования па негативные факторы путем проведения соответствующих ОРМ. Нетрудно представить широкий спектр необходимой поисковой работы, обусловленной общеуголовными преступлениями (преступления против жизни, здоровья граждан, собственности), преступлениями в сфере экономики, а также связанные с наркобизнесом, взяточничеством и другими формами коррупции, преступностью несовершеннолетних и др. При этом следует знать, что современную российскую преступность характеризует высокая степень организованности, вооруженности, технической оснащенности, преступные действия отличаются глубокой законспирированностью, криминальным опытом и квалификацией, профессионализмом, наличием серьезных средств противодействия. Разумеется, все это непосредственно связано с определенными требованиями к лицам, могущим оказать помощь и содействие оперативно-розыскным органам, главным образом, на конфиденциальной основе. В этом отношении заслуживает внимания авторитетное мнение одного из руководителей службы уголовного розыска МВД России, который пишет, что процесс раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений во многом зависит от организации работы по получению оперативнозначимой информации от агентов[5].

Обосновывая вынужденную необходимость иметь сегодня негласных сотрудников как адекватный ответ замаскированной, опасной преступности можно обратиться к удачному, на наш взгляд, аргументу директора криминальной полиции ФРГ: "Это вынуждает нас работать тайно, скрытно либо под псевдонимом, лишь бы добыть доказательства, которые традиционным полицейским инструментарием, равно как и обычными средствами и методами, получить нельзя". И далее: "Полицейские секретные сотрудники должны рука об руку работать с интересующими полицию “криминальными элементами”, чтобы в полной мере использовать возможности служебного добывания информации"[6].

Сейчас у ученых и практиков уже фактически нет сомнений в том, что без работы на конфиденциальной основе с гражданами, особенно в сфере предупреждения и раскрытия особо опасных преступлений, к тому же в условиях нынешней пораженности коррупцией всех слоев общества, добиться серьезных успехов практически невозможно. Кстати, так было во всех государствах. Только цивилизованные в правовом отношении государства пытались в своих законах обосновать эту необходимость и нормативно урегулировать такое сотрудничество. У нас же до последнего времени был фактически узаконен запрет на его упоминание и, следовательно, было реальное лишение возможности объяснения нравственной стороны этого института. Автор испытал всю настороженность отношений со стороны чиновников к его первой вышедшей открытой книге о проблемах ОРД[7].

Сегодня следует отметить весьма плодотворную работу по объяснению широкому читателю объективной необходимости ОРД, ее социальной полезности, ценности в борьбе с преступностью таких авторов, как В. Г. Бобров, К. К. Горяйнов, Г. К. Синилов, В. С. Овчинский, И. А. Климов, А. В. Земскова, Ю. Ф. Кваша, М. ГГ. Поляков, Μ. А. Шматов, А. Ю. Шумилов, чьи мнения близки автору и использованы в данном труде.

Устанавливать отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе, – это право сотрудников органов, осуществляющих ОРД. Поэтому инициатива такого сотрудничества, как правило, исходит от оперативных работников. Их предварительное решение о необходимости приобретения негласного сотрудника должно быть достаточно обоснованным, чему предшествует разносторонний анализ оперативной ситуации с предупреждением и раскрытием конкретных тяжких и особо тяжких преступлений, необходимости обнаружения тайно подготавливаемых и совершаемых деяний с выводом о том, что решить стоящие оперативно-розыскные задачи иным путем крайне затруднительно. Следует, очевидно, придерживаться выработанного практикой мнения, согласно которому, если могут быть отысканы иные источники информации, то от привлечения лиц к негласному сотрудничеству следует воздержаться. Вместе с тем совершенно очевидно, что нередко только изнутри можно зацепить, высветить преступную элиту, вскрыть сложный механизм преступной деятельности.

Системный анализ факторов, лежащих в основе выработки решения о привлечении лиц к негласному сотрудничеству, и поВперед работа с ним предъявляют серьезные требования к самим сотрудникам. Это прежде всего компетентность, высокий профессионализм, правовая культура и правосознание. Среди черт, необходимых для специфической оперативно-розыскной работы, особо следует отметить: честность, добросовестность и объективность, способность внушать людям доверие, общительность, тактичность, готовность брать на себя ответственность, хорошее знание особенностей преступного мира, умение вести доверительные беседы, авторитет и уважение не только среди своих соратников, но и лиц криминального окружения. Очевидно, что для негласной деятельности указанные черты приобретают определенные, прежде всего психологические, качества.

Каждое привлечение должно отвечать требованиям целесообразности и целеустремленности. Выдвигаемые цели должны быть не только актуальными на данный момент, но и достаточно сложными по характеру и, как правило, перспективными с точки зрения результата и долгосрочности сотрудничества.

Это непосредственно связано с личностью кандидата в негласные сотрудники. Оперативные работники обязаны изучить личность и деловые качества своих будущих негласных помощников, определить их способности и возможности к специфической деятельности. При этом необходимо выяснить социальные и психофизиологические его качества, наличие реальных возможностей оказывать негласную помощь: профессию, должностное положение, наличие преступного опыта, знание образа жизни преступников, жаргона, его собственную роль в криминальной среде и соответствующие связи и т.п. Важно установить и мотивацию сотрудничества, ибо она может выступать непосредственной причиной его поведения.

Социальная практика показывает, что только те люди, которые осознают смысл своей деятельности, будут стремиться к достижению цели и получать позитивные и даже высокие результаты. Негласная деятельность – это специфическая разновидность социально-полезной деятельности. Ведь именно благодаря труду негласных сотрудников становится возможным получение данной оперативно-розыскной информации для раскрытия преступлений и розыска преступников. А может этого и не произойти или, напротив, вместо ожидаемой полезности результатов негласного сотрудничества вскроется предательство, двурушничество с явными провалами в оперативной работе и с очень отрицательными последствиями.

Мотив – это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение тех или иных его потребностей. Мотивация как процесс побуждения осуществляется не только с помощью внутриличностных, но и внешних факторов. Теория и практика мотивации организационного поведения выработала различные способы мотивации. В предмете нашего интереса наиболее подходящими будут следующие:

– нормативная мотивация – побуждение человека к определенному поведению идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;

– стимулирование – воздействие на внешние обстоятельства, важные для данного индивида с помощью благ – стимулов, побуждающих его к определенному поведению[8].

Механизм мотивации весьма сложен. Он включает в себя потребности, ожидания, стимулы, установки, оценки и т.д. Исходной, конечно, является потребность, выступающая в форме притязаний и ожиданий. Различные стимулы направлены на удовлетворение потребностей. Исходя из особенностей негласного сотрудничества, в механизме мотивации может быть потребность не только, а иногда и не столько в материальном вознаграждении, сколько ожидания иного рода. Это – искреннее желание оказать содействие в разоблачении преступников, "вывести на чистую воду" лиц, орудующих на предприятиях, в организациях, учреждениях. Мировая правоохранительная практика показывает, что такая нетерпимость проявляется чаще всего в отношении чиновников – беззастенчивых коррупционеров и взяточников. Это могут быть потребности в самореализации (самовыражении), личностные потребности (уважение со стороны других, признание самосостоятельности, независимости и т.д.), стремление в определенной мере удовлетворить свои амбиции, потребности в безопасности. Последнее ожидание также не лишено смысла. Законодательством предусмотрена возможность уйти от уголовной ответственности при определенных условиях: "Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством" (ч. 4 ст. 18 Закона об ОРД).

Мотивации могут сочетаться, а может происходить и борьба мотивов. Сам факт привлечения вызывает у лица сложные, нередко противоречивые психологические чувства. Чаще всего, с одной стороны, он внутренне понимает правильность идей и целей сотрудничества, и они могут совпадать с его мотивацией, с другой – он серьезно сомневается в благовидности, нравственности своего решения и даже нередко боится предстоящей, столь неизвестной и сложной деятельности. Именно в такой ситуации условие конфиденциальности отношений с объяснением лицу его положения поможет в выборе правильного решения.

В этом отношении совершенно правы В. Т. Томин и А. П. Попов, со знанием дела утверждая, что "безнравственен не тот полицейский, который сотрудничает с информатором (агентом)... безнравственен тот страж правопорядка, который вследствие неиспользования оперативных и иных предоставленных ему возможностей оставляет зло безнаказанным, а справедливость попранной"[9].

Организационных и психологических методов взаимоотношений, выработанных наукой, много, и их познание в ОРД обязательно. Но сложны нс методы сами по себе, сложна их практическая реализация, искусство тактики применения.

Среди способов мотивации следует особо отметить и наличие принудительной мотивации, которая основывается на использовании власти и угрозы. Воздействие на человека силой данных способов является само по себе безнравственным, а если под их воздействием будет получено согласие, то такое содействие в работе будет весьма краткосрочным, бесперспективным и, в определенной мере, опасным, из-за возможной умышленной дезинформации, двурушничества и других негативных последствий. И не случайно законодатель, предвосхищая такую ситуацию, настаивает на согласии лица участвовать в подготовке или проведении ОРМ, а это предполагает выражение им своего волеизъявления.

В ходе привлечения лица к сотрудничеству оперативному работнику необходимо руководствоваться тремя главными и взаимосвязанными факторами: готовностью, возможностями будущего негласного помощника и условиями предстоящей работы. Ввиду ответственности данного мероприятия сотрудник оперативного подразделения определяет оптимальный алгоритм проверочных действий, включая собственное поведение при встречах, сущность тактики, необходимой для плодотворных межличностных контактов. Все это проводится с учетом психологических особенностей оппонента, его интеллектуального, культурного и морально-волевого облика, имеющейся информации и других важных моментов, могущих повлиять на контакты.

Важным условием успешного воздействия на личность является создание благоприятной психологической атмосферы, спокойный, деловой и благожелательный стиль общения. Важно даже опытному оперативному работнику не полагаться только на собственную интуицию, а тщательно готовиться к работе.

Расположенность к такой специфической деятельности определяется в беседах, в ходе которых устанавливается, насколько лицо склонно выполнять данную работу, выясняются мотивационные составляющие личности: уровень потребностей и интересов, целевых установок, ценностных ориентаций; желания; ожидание вознаграждения в зависимости от результатов труда и т.п. Возможности по выполнению специальных поручений определяются как совокупность его физиологических, интеллектуальных (познавательных), профессиональных способностей к предстоящей работе. Потенциал лица отражает уровень его знаний в конкретной сфере, включая преступный мир, квалификацию, возраст, здоровье, образование, наличие преступного опыта и т.п.

Оговариваются основные условия. В их числе, прежде всего, – соблюдение конспирации в работе, причем обоюдной, как со стороны лица, привлекаемого к работе, так и сотрудника оперативно-розыскного подразделения. В последнем случае соблюдение правил конспирации гарантируется государством. Это обеспечивается неразглашением сведений о негласных сотрудниках, крайне ограниченным кругом лиц, допущенных к данной работе, особым порядком приема, обработки, получения и использования оперативной информации, специальными правилами документооборота и т.п.

Формы конфиденциального сотрудничества могут быть различными, как на безвозмездной основе, так и по контракту (ч. 1 ст. 17 Закона об ОРД). Контракт заключается по всем правилам трудового договора, по которому определяются взаимные обязанности сторон, включая размер заработной платы и другие условия специфической работы. При этом учитываются законодательные предписания о том, что привлекаемые к негласной работе лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения ОРМ, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию. Речь идет об умышленно искаженной, ложной, вводящей в заблуждение информации (дезинформации). Это исключает ситуации неправильно понимаемой информации либо искаженной в силу добросовестного заблуждения негласного сотрудника в содержании ее сущности или источника, из которого почерпнуты сведения.

Контракты могут заключаться с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и независимо от политических убеждений.

Законом запрещено использовать конфиденциальное сотрудничество по контракту депутатов, судей, прокуроров и адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений. Заметим, запрет касается негласного сотрудничества с указанными лицами только но контракту. Законодатель четко определяет задачи органов, осуществляющих ОРД в борьбе с преступностью. Решению только этих задач подчинены все ОРМ, к подготовке и осуществлению которых и привлекаются негласные сотрудники. В связи с этим строится обучение данных лиц в обеспечении эффективности поисковой работы. Одновременно с этим при разборе и оценке результатов их деятельности и определении последующих поручений особое внимание уделяется вопросам исключения их соучастия в подготовке и совершении преступлений, недопущения криминальной активности, инициативы и подстрекательства, строгого соблюдения согласованных с оперативным работником законных способов добывания информации при строгом выполнении правил конспирации. Подробно обсуждаются конкретные ситуации предупреждения насильственных преступлений, профилактических мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, тщательно определяется линия поведения в преступной среде.

Негласное сотрудничество является у нас сердцевиной ОРД точно так же, как в целом ОРД является основным механизмом получения информации для решения задач предупреждения, раскрытия преступлений и обеспечения уголовно-процессуального расследования. Лица, содействующие оперативно-розыскным органам, находятся под защитой государства. Государство гарантирует выполнение взятых на себя обязательств по соблюдению конспирации, работы с ними, оплаты труда и пр., в том числе правовую защиту, связанную с правомерным исполнением общественного долга или возложенных на них обязанностей. Приведем законодательное положение по социальной и правовой защите граждан содействующих органам, осуществляющим ОРД:

– при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим ОРД, а равно членам их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством;

– лица, сотрудничающие с органами, либо оказавшие им помощь в раскрытии преступления или установлении лиц, их совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты;

– период сотрудничества граждан по контракту с органами в качестве основного рода занятий включается в трудовой стаж;

– в целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами;

– в случае гибели лица, сотрудничавшего с органами, в связи с его участием в проведении ОРМ семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законодательством порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.

И в завершение вопроса некоторые суждения теоретикоприкладного характера по поводу определения некоторыми авторами анализируемого института ОРД как агентурного метода (О. А. Вагин, В. С. Овчинский, А. В. Федоров)[10]. Данная позиция заслуживает внимания. К интересному обоснованию можно было бы добавить следующее: в Законе об ОРД указанно, что одним из оснований проведения ОРМ являются "ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения", далее дается характер сведений, действительно требующий проведения ОРМ. В правовой норме выражение "ставшие известными сведения" порождает закономерный вопрос о том, каким же образом они стали известными. Полагаем, что в области ОРД эти сведения – результат разведывательно-поисковой работы, где основным методом познания глубоко законспирированный криминальной действительности является агентурный метод. Его и следовало бы указать в качестве правового основания как результат агентурно-оперативной работы.