ОГЛАВЛЕНИЕ судебной и городской реформы.
Падение крепостного права, как уже говорилось, поставило в повестку дня наряду с необходимостью перестройки системы управления вопрос о реформе судебной системы в государстве. Одновременно с учреждением земских органов самоуправления была подготовлена и проведена судебная реформа. В 1864 г. были изданы новые "Судебные уставы", изменившие старые формы судоустройства и судопроизводства. Основной особенностью судебной реформы стало создание в России принципиально нового по содержанию и характеру суда: вместо прежних сословных судов, существовавших со времен Екатерины II, был учрежден бессословный, общегражданский суд, "равный для всех подданных". В ходе судебной реформы суд был отделен от администрации, устанавливались независимость и несменяемость судей. В судебную систему впервые вводился общественный элемент в лице присяжных заседателей и выборных мировых судей.
Реформирование судебной системы происходило по двум основным направлениям: 1) изменение прежней системы устройства суда; 2) установление новых принципов судопроизводства. Прежде всего произошло упрощение системы судебных учреждений (рис. 11.4). Вместо громоздкой многоуровневой системы екатерининских судов учреждались суды двух уровней: 1) общий (окружной) суд в губерниях; 2) выборные мировые судьи в уездах. Мелкие судебные дела передавались мировому суду. Мировые судьи, избираемые уездными земскими собраниями и городскими думами, должны были судить в уездах и городах мелкие преступления и разбирать тяжбы, побуждая по возможности стороны к примирению и компромиссному решению дел. Апелляционной инстанцией, принимавшей жалобы населения на приговор мирового судьи, выступал съезд мировых судей. 11од юрисдикцией мировых судей находилось все население "мировых участков", за исключением крестьян, которые судились в особых волостных судах.
Рис. 11.4. Система судебных учреждений но реформе 1864 г.
Для суда но более сложным и важным делам в губернских городах создавались окружные суды, имевшие отделения по уголовным и гражданским делам. Гражданские дела разбирались судьями (председателем и членами суда) без присяжных заседателей. При разборе более сложных уголовных дел в состав суда входили присяжные заседатели, которые привлекались по жребию из местного населения. Присяжные заседатели на основании судебного следствия (после тайного совещания) решали вопрос о виновности или невиновности подсудимого, а суд на основании вердикта присяжных выносил приговор. В качестве апелляционной инстанции на приговоры окружных судов выступали судебные палаты или же Сенат. Сенату принадлежал общий надзор за отправлением правосудия в государстве, он же являлся высшей кассационной инстанцией, принимавшей и разбиравшей жалобы на низшие судебные инстанции.
В ходе судебной реформы были изменены не только старые формы судоустройства, но и все основания и принципы производства суда. Дореформенный суд не обеспечивал правосудия. Он зависел от администрации, был доступен коррупции. Следствие находилось в руках полиции. Суд происходил в отсутствие обвиняемого, па основании бумажных сведений о деле. Отсутствовала защита обвиняемого, возможность обжалования вынесенного приговора. Судебные уставы 1864 г. ввели новые принципы суда. Следствие о любом деле поручалось теперь особому судебному следователю. Устанавливались открытость и состязательность судебного процесса. Вводился институт адвокатуры. Обвиняемому назначался защитник из опытных адвокатов-юристов.
Судебная реформа была одним из наиболее удачных преобразований Александра II. Созданная в ходе ее реализации новая судебная система была признана одной из лучших в Европе. Новые принципы суда способствовали воспитанию в обществе уважения к суду, укрепляли чувство законности.
В тесной связи с крестьянской и земской реформами находилась реорганизация городских органов самоуправления, созданных в свое время еще Екатериной П. Необходимость городской реформы, начало которой было положено изданием "Городового положения" 1870 г., была обусловлена общим обновлением общественной жизни, развитием товарно-денежных отношений, ускоривших переход России на путь буржуазного развития. Реформы, начатые Александром II, положительно сказались на развитии русских городов. Городская жизнь приобрела совершенно иной вид: было основано много торгово-промышленных предприятий и банков, развивалось железнодорожное строительство. Одновременно после отмены крепостного права наблюдалось оживление уездной жизни, возникло земство с его хозяйственными предприятиями. Все это требовало реорганизации устройства городов и городского управления в соответствии с новыми экономическими и политическими условиями.
Хотя городская реформа 1870 г. не меняла прежнего разделения городского общества (на купеческие гильдии, ремесленные цехи и т.д.), установленного Екатериной II, однако сами принципы формирования органов городского самоуправления были совершенно иными. Новые органы городского самоуправления создавались как бессословные органы, были основаны на новых буржуазных началах, в основе которых лежал имущественный ценз. Согласно "Городовому положению" 1870 г. горожане, платящие городские налоги, получали право избирать гласных в городскую думу, являвшуюся распорядительным органом городского самоуправления, ведавшим городским хозяйством. Гласные выбирали из своей среды городского голову и членов городской управы как постоянного исполнительного органа думы. Городские думы избирались сроком на четыре года и подчинялись непосредственно Сенату. Городской голова являлся одновременно председателем городской думы и возглавлял городскую управу. За деятельностью городских дум и управ наблюдало губернское по городским делам присутствие под председательством губернатора.
Выборы в городские думы происходили по трем куриям, на которые делились все избиратели-налогоплательщики в зависимости от суммы уплачиваемых ими налогов. Поскольку значительная часть городского населения в то время не относилась к налогоплательщикам (рабочие, служащие, интеллигенция, прислуга и т.д.), городские думы по большей части формировались из представителей состоятельных горожан, крупной и средней буржуазии, а избирательным правом в большинстве городов обладало не более 10% городского населения. К основным функциям городского самоуправления относились забота о благоустройстве городов, развитие местной торговли и промышленности, продовольственное дело, организация деятельности учебных заведений и больниц, обеспечение противопожарных мер и др. Финансовую основу деятельности городских дум составлял сбор налогов с городской недвижимости и торгово-промышленных заведений. Основными проблемами функционирования городского самоуправления были слабый бюджет городских дум, узкое представительство интересов городского населения в выборных органах, низкая активность (абсентеизм) торгово-промышленного класса.