ОГЛАВЛЕНИЕ понятия физического здоровья

Важным условием физического и психического совершенствования нации является укрепление здоровья детей. Выделенное в положении ВОЗ понятие здоровья как "полного физического и социального благополучия" не находит широкого применения так же, как и определение "абсолютного здоровья", которое рассматривается как идеальное. Для практической работы чрезвычайно важно установить понятие "практическое здоровье", или "норма", отклонение от границ которой можно считать болезнью. Здоровье не исключает наличия в организме болезненных изменений.

В связи с этим возникло понятие "практически здоровый человек", у которого наблюдающиеся в организме отклонения от нормы не влияют на самочувствие и работоспособность. Поэтому в самых общих чертах можно определить здоровье индивидуума как естественное состояние организма, которое характеризуется полным равновесием с биосферой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Полное равновесие организма с окружающей средой означает возможность посещать дошкольное детское учреждение, успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, которые предусмотрены программой.

Контроль над состоянием здоровья осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями. Детские поликлиники проводят не только лечебную работу, но и углубленные медицинские осмотры всех детей, которые посещают дошкольные учреждения. Систематические медицинские осмотры с привлечением различных специалистов (окулистов, отоларингологов, невропатологов, психиатров, фтизиатров, ревматологов, стоматологов и др.) позволяют выявить ранние проявления заболеваний, функциональные нарушения и отклонения от состояния здоровья.

Для индивидуальной оценки здоровья используют следующие критерии:

1) наличие или отсутствие хронического заболевания;

2) уровень функционального состояния основных систем организма;

3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

4) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности.

Для оценки состояния здоровья особенно важен последний критерий, так как детский организм находится в процессе непрерывного роста и развития.

Разработаны принципы дифференциации детей по состоянию здоровья. Эти принципы предназначены для индивидуальной и коллективной оценки здоровья детей. Такая оценка позволяет выделить следующие группы здоровья.

I. Здоровые дети с нормальным физическим, психическим развитием и нормальным уровнем физиологических функций.

II. Здоровые дети, но имеющие морфологические и некоторые функциональные отклонения, с пониженной сопротивляемостью к заболеваниям. К этой группе относятся дети-реконвалесценты (переболевшие), дети с отклонениями в физическом развитии, часто и длительно болеющие дети (3 и более раз в год).

III. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, а также с физическими недостатками, но с сохранением функциональных возможностей организма.

IV. Больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпепсации, с пониженными функциональными возможностями, что препятствует адаптации к изменяющимся условиям.

V. Больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма (инвалиды I и II групп). Дети этой группы, как правило, не посещают детские учреждения общего профиля.

Установление III и IV групп здоровья зависит от степени выраженности патологического процесса с учетом функциональных возможностей организма. Распределение детей по пяти группам здоровья носит в определенной степени условный характер, но имеет большое значение, так как дает возможность вести точное наблюдение за динамикой состояния здоровья детей. На практике такая дифференциация позволяет изучать влияние факторов окружающей среды на здоровье; оценивать эффективность различных методов учебно-воспитательного процесса и лечебно-оздоровительных мероприятий; контролировать состояние здоровья детей с пониженными функциональными возможностями.

Здоровье и физическое развитие находятся в тесной зависимости, и при обследовании детей это необходимо учитывать. Физическое развитие представляет собой совокупность функциональных морфологических свойств организма, которые характеризуют процессы роста и созревания.

Основными признаками нарушения здоровья ребенка являются отклонения морфофункциональных свойств организма, характеризующих процессы роста и развития ребенка. В дошкольном и раннем школьном возрасте, а также в подростковой группе учащихся наиболее часто встречаются:

• нарушения опорно-двигательного аппарата, такие как нарушения осанки, с последующим формированием сколиозов и деформаций грудной клетки;

• нарушения зрения – чаще в раннем школьном возрасте определяется близорукость (миопия);

• детские неврозы.