ОГЛАВЛЕНИЕ плана санации
План финансового оздоровления банка ("план мер") составляется по установленной форме (см. приложение 4 к Инструкции ЦБ РФ № 126). Такой план должен учитывать рекомендации ТУ Банка России и совета директоров (наблюдательного совета) КО относительно форм и сроков реализации мер в целях финансового оздоровления КО и должен быть ориентирован на обеспечение устранения причин, которые и вынудили разрабатывать меры для недопущения банкротства. Общий срок реализации плана санационных мер должен быть обоснован с учетом конкретной ситуации в банке и характера предлагаемых мер.
План санации должен включать в себя фактически три части.
Часть I (составляется в произвольной форме) должна содержать перечень и оценку причин возникновения оснований для разработки и реализации мер, направленных на финансовое оздоровление организации.
Часть II должна содержать сведения о предполагаемых результатах его выполнения, включая:
• значения обязательных нормативов (с разбивкой по отчетным датам);
• динамику величины собственного капитала банка (также с разбивкой по отчетным датам);
• сроки восстановления уровня достаточности собственного капитала и текущей ликвидности банка.
Фактическая часть III – необходимые приложения к плану.
Все меры в целях финансового оздоровления, сроки их реализации, а также расчеты предполагаемого результата должны быть обоснованы подтверждающими документами (представляются в копиях). К подтверждающим документам относятся:
• решения (выписки из решений) органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления) и иные документы, подтверждающие участие банка в тех или иных программах (проектах) либо оказание органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) поддержки в финансовом оздоровлении банка;
• решения (выписки из решений) совета директоров банка;
• договоры, контракты, свидетельства о праве собственности и другие аналогичные документы;
• протоколы о намерениях или иные документы, подтверждающие намерение участников, кредиторов и третьих лиц внести дополнительные взносы в УК банка или оказать ему иную финансовую помощь;
• заверенные копии балансов юридических лиц (с отметкой налогового органа об их принятии) на две отчетные даты, предшествующие дате составления плана мер, и расчет их чистых активов или заверенные копии справок о доходах физических лиц за период не менее 1 года по состоянию на дату их представления (если в плане предусмотрено внесение участниками, кредиторами и третьими лицами дополнительных взносов в УК банка или оказание ими иной финансовой помощи банку);
• распорядительный акт о возложении ответственности на должностных лиц банка за выполнение конкретных мер в полном объеме и в установленные сроки;
• иные документы (по усмотрению банка и (или) запросу ТУ ЦБ РФ).
План оздоровления банк может разработать с участием временной администрации, назначенной в него Центробанком (если при этом полномочия исполнительных органов банка только ограничены). План может быть разработан только временной администрацией в случае, если полномочия исполнительных органов и главного бухгалтера банка приостановлены. Банк также вправе представить план санирования, разработанный аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) или с участием аудиторской организации (индивидуального аудитора).
ТУ Банка России, рассмотрев представленный план оздоровления, может выдать предписание о приведении его в соответствие с требованиями нормативных актов. В этом случае банк должен устранить выявленные недостатки в срок не более 10 календарных дней со дня получения указанного предписания.
Если ТУ ЦБ РФ потребовало доработать план мер, то банку дается на такую доработку не более 14 календарных дней. ТУ может продлить указанный срок, но не более чем на 14 календарных дней. В случае необходимости ТУ вправе запросить у банка дополнительную информацию, необходимую для признания плана реальным, установив срок ее представления.
Если ТУ ЦБ РФ признает план реальным, то банк будет обязан обеспечить выполнение мер плана в полном объеме и в предусмотренные в плане сроки.
Руководителям банков целесообразно обратить внимание на следующее. Европейский банковский регулирующий орган опубликовал в мае 2012 г. рекомендации по разработке так называемых плана финансового оздоровления банка (recovery plan) и плана его ликвидации (resolution plan). В чем суть такого плана оздоровления?
Если по российскому законодательству ЦБ РФ может потребовать разработать план финансового оздоровления, когда финансовая ситуация в банке уже неудовлетворительная, то европейский регулятор рекомендует иметь планы финансового оздоровления независимо от финансового состояния банка и до ухудшения ситуации в банке, т.е. в упреждающем порядке. Причем это касается прежде всего западноевропейских системнозначимых банков – у них такие планы финансового оздоровления и ликвидации должны были появиться к концу 2012 г. Следует ожидать, что и в России первыми кредитными организациями, от которых Банк России потребует наличия указанного рода планов, будут также системно значимые банки.