ОГЛАВЛЕНИЕ основных соглашений системы ВТО
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) вместе с Протоколом о его временном применении и списками тарифных уступок было принято 30 октября 1947 г. 23 государствами и вступило в силу с 1 января 1948 г.
Процесс модернизации ГАТТ осуществлялся посредством проведения раундов торговых переговоров. В общей сложности состоялось восемь раундов. Первые четыре раунда касались лишь тарифных вопросов и привели к значительному снижению уровня таможенных пошлин. С раунда Дилона начинают рассматриваться и иные вопросы. Раунд Кеннеди привел к принятию первого Антидемпингового кодекса. В результате Токио-раунда появились соглашения: по вопросам субсидий и компенсаций, таможенной стоимости, правительственных закупок, технических барьеров, импортного лицензирования.
Уругвайский раунд переговоров привел к коренной трансформации ГАТТ и созданию Всемирной торговой организации (ВТО).
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1994), ныне действующая редакция, включает: ГАТТ 1947 с изменениями и дополнениями на 1 января 1995 г.; определения, принятые по ГАТТ 1947 до 1 января 1995 г.; договоренности, достигнутые в областях: налогов и сборов, государственных торговых предприятий, обеспечения платежного баланса, таможенных союзов и зон свободной торговли, отказов от обязательств, тарифных модификаций; специальные обязательства по ГАТТ – тарифные графики. ГАТТ 1994 в настоящее время является базовым международно-правовым документом, на основе которого осуществляется правовое регулирование внешней торговли во всемирном масштабе. Принципы и правила ГАТТ не только определяют многосторонние правовые условия международной торговли, но и оказывают все более глубокое воздействие на внешнеэкономические комплексы всех стран мира. Национальные правовые системы стран – участниц ВТО построены на нормах и соответствующих положениях ГАТТ.
С целью обеспечения и поддержания справедливых условий международной торговли товарами в ГАТТ заложены принципы, направленные на максимальную либерализацию внешней торговли товарами. Это, в частности:
■ связывание и постепенное сокращение тарифных ограничений;
■ отмена нетарифных ограничений;
■ провозглашение режима наибольшего благоприятствования;
■ провозглашение национального режима;
■ введение свободы транзита.
При этом режим наибольшего благоприятствования понимается как отказ от дискриминации субъектов ВТО и призван обеспечить (формально) равные конкурентные возможности для агентов международной торговли субъектов Соглашения. Товары и услуги одной страны при их ввозе на территорию другой страны должны пользоваться теми же льготами, преимуществами, привилегиями или иммунитетами, что товары и услуги, происходящие из любой другой страны. Национальный режим призван обеспечить для импортированного товара (после того, как он пересек границу и за него уплачены таможенные пошлины) недискриминационный (не менее благоприятный) режим в сравнении с режимом, принятым для товаров внутреннего производства.
Кроме того, ГАТТ устанавливает общее требование прозрачности правового регулирования во внешнеторговой сфере, единообразного применения этого регулирования и учреждения достаточного количества судебных, арбитражных и административных процедур с целью быстрого пересмотра не соответствующих ГАТТ административных мероприятий, касающихся таможенных вопросов.
Соглашение по защитным мерам 1994 г. предоставляет право на осуществление мер по защите национальной экономики. Субъект ВТО может временно ограничить импорт некоторых видов товаров, если его внутреннему производству наносится ущерб или существует угроза ущерба вследствие притока импорта.
Введение защитных мер – исключение из общего правила, запрещающего: а) вводить и применять тарифные ставки на ввозимые товары, превышающие значения, объявленные по специальным обязательствам в тарифном графике соответствующих сторон ГАТТ; б) вводить и применять количественные ограничения импорта (импортные квоты). Соглашение по защитным мерам допускает временное введение защитных мер с целью ограничения притока импорта в ситуациях, когда требуется некоторое время, чтобы приспособить соответствующие отрасли внутреннего производства к новым условиям международной торговли и урегулировать назревшие в них проблемы.
Защитные меры вводятся в отношении определенных видов товаров, импорт которых наносит ущерб соответствующей отрасли внутреннего производства. Срок применения защитных мер не должен превышать четырех лет и лишь в исключительных случаях может быть продлен до восьми лет. При этом введение защитных мер в отношении отдельных импортеров (а не отдельных видов товаров вне зависимости от места их происхождения) в принципе недопустимо. Инициатива (запрос) введения защитных мер должна исходить от отрасли внутреннего производства соответствующего члена ВТО, которой наносится ущерб вследствие притока импорта. Под отраслью производства Соглашение о защитных мерах понимает производителей соответствующих импортным видов продукции в целом или тех производителей, чье совокупное производство данных видов товаров составляет большую часть полного внутреннего производства этих товаров. Так, например, если приток импорта наносит ущерб отдельным производителям или части сектора промышленности, где производится в целом незначительная доля совокупного внутреннего производства соответствующих видов товаров, то защитные меры вводиться не должны.
Соглашение по защитным мерам содержит обязательные для исполнения процедуры и правила принятия решения о введении защитных мер, а также регулирует обязательства субъекта ВТО в связи с применением защитных мер.
Соглашение по применению ст. VI ГАТТ 1994 (Антидемпинговый кодекс). Если товар экспортируется по цене, которая ниже, чем цена, обычно назначаемая за данный товар на внутреннем рынке экспортера, можно говорить о демпинге – несправедливой торговой практике, противодействие которой предусмотрено в системе соглашений ВТО. Так, ст. VI ГАТТ 1994 и Соглашение по применению ст. VI ГАТТ 1994 содержат правила применения антидемпинговых мер.
В соответствии с данным Соглашением антидемпинговые меры могут вводиться и применяться после расследования, проведенного согласно процедурам, установленным правилами ВТО и национальным законодательством. Инициатива о проведении антидемпингового расследования должна исходить от отрасли внутреннего производства, которой наносится ущерб вследствие притока импорта по демпинговым ценам. Отрасль производства – внутренние производители товаров, ввозимых по демпинговым ценам, в целом или те производители, чье совокупное производство данных товаров составляет большую часть полного внутреннего производства этих товаров.
По результатам антидемпингового расследования должны быть установлены: 1) наличие демпинга (если разница экспортной и внутренней цены не превышает 2%, то определяется, что маржа демпинга незначительна, и расследование должно быть немедленно прекращено); 2) наличие ущерба или риска нанесения ущерба внутреннему производству; 3) причинно-следственная связь между демпингом и ущербом.
Основной антидемпинговой мерой является применение к товарам, поступающим по демпинговым ценам, антидемпинговых пошлин. Величина антидемпинговых пошлин не должна превышать значения маржи демпинга.
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам регулирует две группы вопросов: 1) правила использования субсидий, существенно дополняющие ст. XVI ГАТТ 1994; 2) правила применения компенсационных мер, значительно расширяющие ст. VI ГАТТ 1994, т.е. мер, направленных на снижение экономического эффекта субсидий.
Статья 1 Соглашения определяет субсидию как финансовое содействие со стороны правительства предприятию или отрасли промышленности, содержащее в себе льготу для этого предприятия, дающую предприятию или отрасли конкурентное преимущество. Концепция льготы – это ключевое положение для определения субсидии. Следует подчеркнуть, что Соглашение не запрещает применять субсидии. Оно направлено на ограничение и запрет только таких субсидий, которые оказывают неблагоприятное воздействие на торговлю, давая конкурентное преимущество производителю или экспортеру. В первую очередь это субсидии, содействующие экспорту или замещению импортных товаров национальными.
В Соглашении все субсидии разделены на три группы: запрещенные, так называемые "красные" субсидии, и разрешенные субсидии, которые подразделяются на так называемые "желтые" и "зеленые" субсидии. К "красным" субсидиям относятся экспортные субсидии; субсидии, выдаваемые на условиях использования товаров внутреннего производства вместо импортных. В отношении "желтых" субсидий могут вводиться контрмеры, если в связи с их применением: а) наносится ущерб или возникает риск ущерба для отраслей производства иных сторон Соглашения, б) причиняется вред выгоде, приобретаемой в рамках ГАТТ, и в частности, из-за связывания тарифов, в) причиняется вред или возникает риск причинения вреда интересам прочих субъектов ВТО. В отношении "зеленых" субсидий введение контрмер недопустимо. К ним относятся субсидии, предоставляемые всем отраслям производства, т.е. вне зависимости от отраслевой принадлежности субсидируемого производителя, когда субсидирование не ограничивается отдельной отраслью промышленности, предприятием или группой предприятий и т.п. (например, субсидии малому бизнесу). К категории "зеленых" субсидий также относятся: а) субсидии в поддержку проведения научно-исследовательских работ; б) субсидии отсталым регионам и депрессивным ареалам на территории субъекта ВТО; в) субсидии предприятиям на проведение мер, направленных на приведение условий производства в соответствие с требованиями национального законодательства в области охраны окружающей среды, исполнение которых сопряжено с материальными затратами или общим ростом финансового бремени на предприятие.
Компенсационные меры могут быть установлены в отношении первых двух групп субсидий. Причем в отношении "желтых" субсидий важную роль играет положение о так называемом специфическом (адресном) характере субсидий. Субсидия является специфической, если субсидирующий орган предоставляет ее только отдельным предприятиям, группам предприятий или отдельным отраслям. Другими словами, эта субсидия предоставляется адресно и не может рассматриваться как общедоступная. Субсидия не является специфической, если действуют объективные критерии, открывающие доступ к получению субсидий, а сама возможность получить субсидию открыта для всех. В отношении специфических субсидий могут и должны быть применены компенсационные меры. Обязательное условие применения компенсационной меры – материальный ущерб, причиненный субсидируемым экспортом. Компенсационные меры вводятся властями импортирующей стороны на основании результатов расследования. Соглашение устанавливает жесткие процедурные правила применения компенсационных мер, носящих временный характер.
Для введения контрмер в отношении сторон Соглашения, оказывающих поддержку своему внутреннему производству посредством "красных" или "желтых" субсидий, в рамках ВТО предусмотрены две не исключающие друг друга процедуры. Так, если субъект ВТО полагает, что его права и интересы нарушены вследствие применения неким иным субъектом ВТО красного или желтого субсидирования, то он может:
1) обратиться в орган разрешения торговых споров ВТО. Такая мера допустима в случаях, если правам и интересам субъекта ВТО наносится вред вследствие субсидирования товаров иными сторонами Соглашения;
2) инициировать процесс введения компенсационных пошлин на основании правил ВТО по национальному законодательству. Запрос о введении компенсационных пошлин должен исходить от отрасли внутреннего производства (всех производителей или производителей большей части полного внутреннего производства данного товара), которой наносится ущерб вследствие ввоза субсидированных товаров. Компенсационные пошлины могут вводиться по результатам расследования, проведенного в соответствии с правилами ВТО и национальным законодательством. Размер компенсационной пошлины должен быть установлен в ходе расследования и не должен превышать размера субсидий, полагающейся на товар.
Контрмеры по Соглашению могут вводиться на основании и в соответствии с решением, принятым органом разрешения торговых споров ВТО, либо, если выполнены все установленные правила и процедуры, субсидированные товары при импорте могут дополнительно обременяться компенсационной пошлиной.