ОГЛАВЛЕНИЕ обучения-воспитания
Под ОГЛАВЛЕНИЕм воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном эдукационном процессе, обеспечивают возможность достижения главной цели – формирования всесторонне и гармонически развитой личности.
В последние годы взгляды на ОГЛАВЛЕНИЕ воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи.
1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня – разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базисных основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания – "базисная культура" личности, т.е. культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.
2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют ОГЛАВЛЕНИЕ работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.
3. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания – культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение – понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.
4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша – высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.
5. Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития (преодоления, возвышения себя), ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребенка, так и учителя. Детей нельзя обязать "воспитываться". Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.
6. Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.
Устремленность школы в жизнь – залог обновления содержания и способов воспитания, открывающего путь от нивелирования личности к ее разностороннему развитию; от заучивания догм к познанию и преобразованию мира; от авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству.
Как практически должно быть организовано ОГЛАВЛЕНИЕ воспитания для осуществления этих идей? Сегодня мало сообщить воспитаннику: человек должен получить умственное, нравственное, эстетическое и другое воспитание. У него неизбежно возникают практические вопросы: для чего это нужно, что это дает? В зарубежных воспитательных системах именно эта практическая сторона выходит на первый план и служит мощным стимулом выработки положительного отношения к содержанию воспитания.
Теоретический анализ подтверждает, что современный выпускник средней общеобразовательной и высшей школы должен быть инициативным, самостоятельным, мобильным, готовым правильно отреагировать на любой вызов жизни. Практически его следует готовить к выполнению трех главных ролей в жизни – гражданина, работника, семьянина. Попытаемся определить конкретные качества личности и обязательства человека по выделенным направлениям.
Качества гражданина
1. Выполнение гражданских обязанностей – чувство долга перед страной, обществом, родителями.
2. Чувство национальной гордости и патриотизма.
3. Уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну).
4. Ответственность за судьбу страны.
5. Общественная дисциплина и культура общежития.
6. Бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям.
7. Общественная активность.
8. Соблюдение демократических принципов.
9. Бережное отношение к природе.
10. Уважение прав и свобод других людей.
11. Активная жизненная позиция.
12. Правосознание и гражданская ответственность.
13. Честность, правдивость, чуткость, милосердие.
14. Ответственность за свои дела и поступки.
15. Интернационализм, уважение к народам других стран; и др.
Качества работника
1. Дисциплинированность и ответственность.
2. Работоспособность и организованность.
3. Общие, специальные и экономические знания.
4. Политические знания.
5. Творческое отношение к труду.
6. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить порученное дело.
7. Профессиональная гордость, уважение к мастерству.
8. Сознательность, вежливость, аккуратность.
9. Опыт трудовой деятельности.
10. Эмоциональная производственная культура.
11. Эстетическое отношение к труду, жизни, деятельности.
12. Коллективизм, умение трудиться сообща.
13. Инициативность, самостоятельность.
14. Готовность много и плодотворно трудиться на благо страны, общества.
15. Деловитость и предприимчивость.
16. Ответственность за результаты труда.
17. Уважение к людям труда, мастерам производства; и др.
Качества семьянина
1. Трудолюбие, ответственность.
2. Тактичность, вежливость, культура общения.
3. Умение держать себя в обществе.
4. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки.
5. Здоровье, привычка к активному образу жизни.
6. Умение организовывать и проводить досуг.
7. Разносторонняя образованность.
8. Знание правовых норм, законов.
9. Знание практической психологии, этики.
10. Умение воспитывать детей.
11. Психосексуальная подготовленность.
12. Готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности.
13. Уважение к своим родителям, престарелым людям.
Нетрудно заметить, что в выделенных сферах многие качества повторяются. Это свидетельствует об органичной целостности воспитания всех качеств и сторон личности и указывает единственно верный путь достижения этой целостности – комплексный подход к воспитанию.