ОГЛАВЛЕНИЕ логистического подхода
Логистика предполагает рассматривать систему обращения во всей ее сложности и многообразии. Исследование же развития и функционирования больших систем требует системного подхода. Иной подход здесь просто невозможен. Можно сказать, что логистический подход - это системный подход к исследованию социально-экономических и человеко-машинных систем. Особенность его применения состоит в том, что каждое состояние исследуемого объекта и их совокупность рассматриваются во взаимосвязи, преемственности и развитии, в переходе к качественно новому состоянию. Сложные объекты при этом исследуются как иерархически построенное единство открытых систем, причем любые обоснованные решения должны учитывать их влияние на смежные элементы и связи.
Применение логистического подхода к проектированию развития экономических систем предполагает решение следующих задач:
o постановку целей развития и нахождение их оптимального сочетания;
o определение путей и средств достижения этих целей через выявление связей и исследование взаимодействия учитываемых факторов и рассматриваемых объектов в количественной форме;
o взаимоувязку целей и средств их достижения с потребностью в ресурсах, учитывая ограниченность последних.
Главные инструменты логистического подхода - анализ и синтез исследуемой системы. Анализ системы позволяет выявить наиболее существенные факторы, дает их характеристику, количественную оценку взаимодействия друг с другом, определяет влияние их на параметры исследуемой системы. Синтез обеспечивается в процессе разработки и функционирования формализованной модели исследуемых параметров системы; эта модель объединяет факторы в динамике развития рассматриваемой системы.
Логистический подход предполагает системность, целостность, оптимизацию суммарных издержек, единство проектирования и реализации проектов. Одним словом, логистика позволяет комплексно, с системных позиций охватить все этапы сферы обращения: "снабжение - производство - хранение - распределение - транспорт - спрос - потребление". Это способствует тому, что материально-техническое обеспечение и транспортировка становятся неотъемлемыми элементами производственного процесса, что существенно меняет критерии оценки эффективности в вышеуказанной системе.
Ранее целевая функция этого комплекса ориентировалась па минимум издержек и каждом из звеньев
где Сс ,СП, Сх, Ср, Ст - затраты соответственно на снабжение, производство, хранение (складирование), распределение, транспортировку.
В отличие от такого подхода логистический подход ориентирует на отказ от изолированного рассмотрения издержек. На смену пришел критерий минимума суммы указанных затрат, базирующийся на оптимальном значении каждого из слагаемых
Здесь применим критерий оптимальности по Парето, который позволяет проверить, улучшает ли предложенное решение по конкретному объекту общее состояние системы.
Данная оптимизация основывается на определенной совокупности исходных положений:
o исходная логистическая структура рассматривается как сложная система, имеющая ряд подсистем;
o каждая подсистема обладает собственным критерием оптимальности, отражающим ее внутренние (имманентные) интересы;
o функционирование структуры представляет собой процесс взаимодействия этих подсистем;
o взаимодействие подсистем осуществляется посредством особой логистической системы, т.е. является экономическим взаимодействием, цель которого - наилучшее сочетание интересов отдельных подсистем и системы в целом.
Понятие оптимальности, по Парето, выражает такое экономическое поведение, согласно которому хорошо делать так, чтобы кому-нибудь стало лучше, если при этом никому другому не становится хуже.
Практически это означает, что логистика ведет к отказу от проведения мероприятий отдельно по рационализации материально-технического обеспечения и перевозок, она нацелена на рационализацию всей сферы обращения и производства в совокупности. Иначе говоря, концепция логистики состоит в интеграции производства, материально-технического обеспечения, транспортировки, информатики и коммуникаций.