ОГЛАВЛЕНИЕ государственного управления в сфере охраны и использования земель

Государственное управление в сфере использования и охраны земель в основном заключается в реализации таких мероприятий, как: осуществление мониторинга земель; проведение землеустройства; ведение государственного земельного кадастра; осуществление государственного контроля.

Мониторинг земель согласно ст. 67 ЗК представляет собой систему наблюдения за состоянием земель на всей территории РФ. При этом основными задачами проведения мониторинга являются:

своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Специально уполномоченным органам в сфере проведения мониторинга земель является Роснедвижимость, которая осуществляет деятельность во взаимодействии с Минсельхозом России и другими органами.

Под землеустройством согласно ст. 1 Федерального закона "О землеустройстве" понимаются мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также для организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных пародов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Функции государственного управления землеустроительным процессом в Российской Федерации в соответствии с Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости осуществляют Роснедвижимость и ее территориальные органы, которые руководствуются Положением о контроле за проведением землеустройства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.04.2002 № 273.

Согласно Федеральному закону "О государственном земельном кадастре" под государственным земельным кадастром понимаемся систематизированный свод документальных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местонахождении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Целями создания и ведения государственного земельного кадастра является информационное обеспечение:

государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

государственного контроля за использованием и охраной земель;

мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

землеустройства;

экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

установления обоснованной платы за землю;

иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по ведению государственного земельного кадастра, является Роснедвижимость.

В соответствии со ст. 71 ЗК государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами осуществляют специально уполномоченные государственные органы, к числу которых постановлением Правительства РФ от 19.11.2002 № 833 "О государственном земельном контроле" отнесены Роснедвижимость и Росприроднадзор.

Помимо государственного земельного контроля ЗК вводятся такие формы контроля, как муниципальный, общественный и производственный.