ОГЛАВЛЕНИЕ и формы внеурочной деятельности в области филологии

ОГЛАВЛЕНИЕ и формы внеурочной деятельности тесно связаны с ее спецификой, целями и задачами, а также описанными выше принципами.

ОГЛАВЛЕНИЕ внеурочной деятельности по русскому языку определяется основными содержательными линиями предмета "Русский язык" (основы лингвистических знаний, орфография и пунктуация, развитие речи) и интересами младших школьников в области лингвистики. Н. Н. Ушаков указывает интересные школьникам темы: 1) возникновение русского языка; 2) развитие русского языка; 3) русский язык в современном мире; 4) словарное богатство русского языка; 5) образование слов и их этимология; 6) книгопечатание; 7) история науки о русском языке, исследователи русского языка; 8) нормы современного русского литературного языка; 9) история обучения русскому языку; 10) культура речи[1]. Таким образом, материал для внеурочных занятий может углублять изученные на уроке сведения, а может затрагивать те разделы лингвистики, которые не изучаются в начальной школе. Это, например, ономасиология (ономастика, антропонимика, зоопимика, топонимика), а также этимология, лексикография, стилистика, риторика.

Следует помнить о практической направленности изучаемых сведений. Так, раскрытие этимологии слова челка (от чело) помогает осознать его правописание.

Традиционные формы внеурочной деятельности в области филологии весьма разнообразны. Среди них: выпуск газеты, журнала; организация уголка русского языка (юного читателя); проведение интеллектуально-познавательных игр, конкурсов, викторин, олимпиад, фестивалей; организация кружка русского языка (литературы); выпуск радиопередач; съемка видеофильмов; проведение утренников, Дней (Недели) русского языка. Современная образовательная практика дополняет традиционный перечень новыми формами работы: проекты, учебные исследования, этнографический музей, этнографический театр (в поликультурных классах), лингвистические экспедиции.

Классификация форм внеурочной деятельности строится на таких основаниях:

1) периодичность проведения: постоянно действующие (кружок, уголок русского языка (1011010 читателя), журнал, радиопередача и др.) и эпизодические (Неделя русского языка и др.);

2) количество участников: массовые (олимпиада, утренники, Неделя русского языка), групповые (кружок, викторина, экскурсии; выпуск радиопередач, съемка видеофильмов и др.), индивидуальные (этап подготовки к какому-либо мероприятию — сбор материала, подготовка к роли; индивидуальный проект);

3) способ подачи языкового материала: письменные (уголок, стенгазета, сетевая страничка), устные (все остальные формы).

Охарактеризуем формы, наиболее востребованные в практике начальной школы.

Конкурсные мероприятия по русскому языку и литературе (викторины, олимпиады, турниры, лингвистические (литературные) КВНы, интеллектуально-познавательные игры и т.д.) имеют ярко выраженный соревновательный характер, относятся к эпизодическим групповым формам работы, характеризуются высокой степенью активности учащихся. Данные формы предполагают наличие вопросов или заданий разного уровня сложности, выбор ведущего, соревнующихся, экспертов, зрителей. Последнюю группу участников не следует оставлять пассивной, их активизации помогают приемы "подсказка из зала", подготовка "вопроса для самого эрудированного зрителя" и др. При подготовке конкурсных мероприятий по русскому языку важно избежать традиционных программных вопросов (например, вставьте в слово пропущенные буквы), иначе конкурс превращается в очередную контрольную работу.

Олимпиады проводятся в два-три этапа, где предлагаются разные по степени сложности задания. На первом туре — задания низкой степени сложности; это позволяет даже слабому ученику почувствовать, что он может выполнить олимпиадное задание, пусть только первого уровня. На втором туре — задания среднего уровня, сложные, задания творческого характера. На третьем туре — задания повышенной степени сложности.

В настоящее время проводится много олимпиад, в которых могут принять участие младшие школьники. Наиболее известной является международная олимпиада "Русский медвежонок. Языкознание для всех". Приведем примеры заданий.

Упражнения

1. "Самолет — пилот, поезд — машинист, карста —?" Варианты ответов: а) кучер; б) каретник; в) водитель; г) лакей; д) вожатый. Для ответа на данный вопрос ребенок должен понять логическое соответствие, отраженное в парах: средство транспорта — человек, управляющий им, и знать значения устаревших слов. Верный ответ — кучер.

2. Герой сказочной повести Л. М. Волкова "Волшебник Изумрудного города" Страшила больше всего на свете мечтал, чтобы у него был ум. Он пришел за помощью к волшебнику Гуд вину, и тот наполни,! голову Страшилы иголками п булавками. Какое слово мы пропустили: а) гибкий; б) глубокий; в) живой; г) острый; д) светлый? Все перечисленные прилагательные могут быть ответом на вопрос, так как все они обладают лексической сочетаемостью со словом ум, но в тексте задания указано, что голову Страшилы наполнили острыми предметами, поэтому верный ответ — острый.

Кружок — постоянная форма внеурочной деятельности, объединяющая группу учащихся, которые занимаются углубленным изучением интерес-пых им вопросов какой-либо пауки. Кружок является самой эффективной формой внеурочной деятельности, так как его отличают систематичность работы, наличие плана, постоянный состав мотивированных участников. Наиболее оптимальная периодичность занятий — один раз в неделю, так как интерес младших школьников недостаточно устойчив.

Тематика кружка филологической направленности разнообразна: это может быть кружок русского языка, занимательной грамматики, лексики, этимологии, стилистики, культуры речи, любителей фразеологии, юных ораторов, юных журналистов и др. Для начального этапа внеурочных занятий (в первом-втором классах) целесообразна широкая тематика, что отражается в названии кружка, например, "Кружок русского языка". Комплексное изучение языковых явлений поможет ребенку понять область исследования лингвистики и найти свой круг интересов. В дальнейшем (в третьем-четвертом классах) тематика кружка может быть сужена, ограничена каким-то одним направлением, интересным ученикам.

Классическим образцом описания кружковой деятельности филологической направленности является книга Н. Н. Ушакова "Внеклассные занятия по русскому языку с младшими школьниками". Автором выделены направления работы для определенного возраста детей: 6—7 лет — звуковая сторона слова, тематическая группировка слов; 7—8 лет — значение слова (однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы), этимология слов; 8—10 лет — подбор наиболее точных слов, редактирование текста[2]. Указаны соответствующие данному содержанию формы работы: в 6—7 лет — игра-соревнование; в 7—8 лет — беседа, конкурс; в 8—10 лет — рассказ, устный журнал. Представлено описание занятий каждого из названных циклов, дидактический материал, методические рекомендации.

Наличие в школе нескольких кружков русского языка разной тематической направленности позволяет организовать клуб (общество) любителей русского языка.

Широкое распространение в практике начального обучения получили стенгазета и уголок русского языка. Их главные различия заключаются в периодичности и широте содержания. Уголок — периодическая форма внеурочной деятельности; стенгазета приурочена к событию, дате (например, олимпиаде но русскому языку). Уголок имеет постоянные рубрики, периодически наполняющиеся новым ОГЛАВЛЕНИЕм, а каждый новый выпуск стенгазеты может иметь новую структуру. Будучи популярной формой работы по русскому языку в середине XX в., позднее стендовый уголок русского языка утратил свое значение. Однако в настоящее время в связи с активным освоением школой сетевого пространства эта форма работы обретает новую жизнь на сайтах школ.

Утренники, вечера, Дни и Недели русского языка — комбинированные формы внеурочной деятельности, которые включают разнообразные мероприятия (выпуск газет, конкурсы, КВНы, театрализованные постановки и др.), проводятся по четкому сценарию. Эти формы характеризуются периодичностью, реализуются один раз в год.

Педеля русского языка является наиболее крупной формой внеурочной деятельности, требует серьезной предварительной подготовки и скоординированной работы многих участников: учителя, учеников — членов кружка русского языка, родителей.

Пример

В качестве примера приведем краткое описание Недели русского языка, которая строится как путешествие в страну Русского Языка. Задолго до начала Недели ученики видят объявление о предстоящем путешествии, знакомятся с картой страны, узнают, какие места им предстоит посетить (город Звуков, город Ошибок, пустыню Двоек, плоскогорье Знаков препинания, долину Частей речи, джунгли Книжных страниц и др.). В качестве путеводителей детям предлагаются научно-популярные книги о русском языке (Л. В. Успенский "Слово о словах", "Имя дома твоего", Э. А. Вартаньян "Из жизни слов", "Путешествие в слово" и др.).

Первые два дня Недели отводятся посещению выбранных мест. Школьники прибывают в города, общаются с "местными жителями", помогают им найти выход из трудных ситуаций. Так, для входа в город Алфавит необходимо ответить на вопросы стражей: как иначе называют алфавит? Каково происхождение слов алфавит, азбука? Войдя в город, дети обсуждают, почему на часах города вместо цифр написаны буквы. Школьники играют с горожанами в игры: анаграммы, мета граммы, ребусы, "сквозной алфавит" (подбор слов из пяти букв, третьи буквы должны образовать алфавит: грамм, губка, ствол) и др.

На третий день Недели организуется веселый привал — лингвистический КВН, где находят достойное применение разгадывание шарад, составление рассказов из слов на одну и ту же букву, разрывание сценок на заданные темы (например, урок русского языка (чтения) в будущем), вербальные игры с преобладанием развлекательного элемента.

Четвертый день — конкурс любителей русского языка; это соревнование интеллектуального характера, которое включает вопросы на знание русского языка.

Пятый день Недели — заключительный вечер. Школьники рассказывают Его Величеству Русскому Языку о событиях путешествия. В программу праздничного концерта могут войти театрализованные фрагменты книги Л. Б. Гераскиной "В стране невыученных уроков", лингвистических сказок Ф. Д. Кривина, чтение веселых стихов А. А. Усачева, А. А. Шибаева, декламация фрагментов произведений русских классиков о русском языке и др.

Следует помнить об оформительской стороне таких массовых мероприятий — украшении классов и всей школы плакатами, газетами, тематическими иллюстрациями (изображением разных систем письма, портретами лингвистов и писателей и т.д.).

Опыт свидетельствует, что такие массовые комбинированные мероприятия весьма эффективны, они запоминаются детям своей положительной эмоциональной окрашенностью, вызывают у многих школьников желание принимать участие.

Проектная и исследовательская деятельность как формы внеурочной деятельности оптимально соответствуют ее целям и задачам, основываются на методах, составляющих специфику внеурочной работы: проблемных вопросах, наблюдении над языковым материалом, проведении экспериментов, самостоятельной и творческой работе учащихся и др. Однако современные ученые предостерегают от ошибочного отождествления этих принципиально разных форм работы[3]. Проект ориентирован на практику, решение конкретной проблемы, может быть выполнен на репродуктивном уровне (путем следования по уже известному алгоритму). Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, оно изначально ориентировано не на практику, а на поиск нового знания как такового, которое может и не иметь практической ценности, но будет удовлетворять исследовательскую любознательность учащегося.

Для организации внеурочной деятельности учителю необходимо знать научно-популярную литературу в области филологии. Золотым фондом отечественной научно-популярной литературы являются книги, которые интересно и доступно рассказывают о русском языке — его истории, законах и парадоксах. Это книги Л. В. Успенского "Слово о словах. Очерки о языке", "По закону буквы", "Ты и твое имя", "Загадки топонимики", Э. А. Вартаньяна "Путешествие в слово", К. И. Чуковского "От двух до пяти", "Жизнь языка", Н. М. Шанского "В мире слов", М. В. Панова "И все-таки она хорошая! Рассказы о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках", Ю. В. Откупщикова "К истокам слова: Рассказы о науке этимологии" и многие другие. Целесообразно познакомить учеников с книгами о людях, которые свою жизнь посвятили служению русскому языку: первопечатнике Иване Федорове (Е. И. Осетров "Сказ о друкаре Иване и его книгах"), В. И. Дале (М. А. Булатов, В. И. Порудоминский "Собирал человек слова. Повесть о В. И. Дале"), о создателях славянской письменности Кирилле и Мефодии (В. М. Воскобойников "Братья: Кирилл и Мефодий. Историческое повествование"). Эрудированный, начитанный учитель непременно поможет своим ученикам открыть путь в увлекательный мир филологии.

Иллюстративным материалом языковых фактов служат веселые стихи А. А. Шибаева, А. А. Усачева, Я. А. Козловского, лингвистические сказки Ф. Д. Кривина. Источником нестандартных заданий могут быть книги А. Т. Арсирия "Материалы по занимательной грамматике".

В настоящее время разрабатываются программы внеурочной деятельности в области филологии, например в УМК "Гармония" — "Учусь быть читателем", "Играю и учусь", "Словесный конструктор"; в УМК "Школа 2100" курсы "Развиваем речь", "Юный журналист", "Занимательная грамматика".