ОГЛАВЛЕНИЕ договора перевозки груза
ОГЛАВЛЕНИЕ договора перевозки груза определяется его условиями, которые конкретизируют права и обязанности сторон.
Обязанности перевозчика
Основная обязанность перевозчика – доставка груза в пункт назначения в установленный срок. Одной из гарантий выполнения этого требования является соблюдение соответствующего скоростного режима, если такой режим установлен на данном виде транспорта, например на железнодорожном.
Требование своевременности доставки груза грузополучателю в качестве условия договора закреплено как в ГК, так и в транспортных законах. В ст. 792 ГК эта обязанность перевозчика сформулирована следующим образом: "Перевозчик обязан доставить груз... в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок".
Транспортные законы неодинаково регулируют правила установления сроков доставки грузов. УАТГНЭТ во главу решения вопроса о сроках доставки ставит договор перевозки груза, в котором стороны сами определяют срок перевозки, и только если он ими не указан, перевозчик руководствуется сроками, установленными правилами перевозок грузов (ст. 14).
КТМ также предоставляет сторонам право определять своим соглашением срок перевозки груза. Однако, как указано в ст. 152, если такое соглашение отсутствует, им является срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств. Приведенная формулировка весьма неконкретна и по сути носит оценочный характер.
В некоторых транспортных законах на перевозчика возлагается обязанность в случае нарушения срока заблаговременно проинформировать грузополучателя о задержке доставки груза.
Правила соблюдения срока доставки наиболее подробно урегулированы УЖТ. В частности, им на перевозчика возложена обязанность указывать в транспортной железнодорожной накладной и в выданной грузоотправителю квитанции о приеме груза дату приема груза для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки груза, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон.
Устав определяет моменты, когда груз считается доставленным в срок. Они связаны с подачей вагонов для выгрузки груза не позже указанного в транспортных документах времени, а также готовностью перевозчика подать их для выполнения разгрузочных работ, но невозможностью это сделать по независящим от него причинам (фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесена плата за перевозку и др.).
Следующей обязанностью перевозчика является обеспечение сохранности перевозимого груза. В ГК, а также транспортных законах она непосредственно не урегулирована. Ее можно вывести из статей, устанавливающих ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза. Эта обязанность прямо закреплена только в КВВТ (п. 1 ст. 67). В КТМ дается развернутый перечень обязанностей перевозчика в отношении переданного ему для перевозки груза. В соответствии со ст. 150 с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи перевозчик "надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его". По сути, КТМ инкорпорировал эту норму из Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 г. (п. 2 ст. 3) – международном источнике, в котором закреплены обязанности перевозчика не только в отношении груза, но и в отношении судна, его мореходного состояния, судовых помещений (трюмов), т.е. комплекс обязанностей по обеспечению доставки груза в пункт назначения в сохранности[1]. В случае если принятый для перевозки груз в силу его свойств требует особого обращения и указания об этом содержатся в договоре морской перевозки груза и на грузовых местах, перевозчик должен заботиться о грузе в соответствии с такими указаниями.
Эффективному выполнению перевозчиком обязанности по сохранной доставке груза в пункт назначения способствует ряд нормативно закрепленных положений организационно-правового характера. Их выполнение перевозчиком на преддоговорном этапе перевозочного процесса (в рамках договора о предоставлении транспортных средств) является важной гарантией доставки груза в сохранности. К таким положениям относятся, например, установление техническими условиями требований к погрузке грузов, определение способов их размещения и крепления на транспорте с перечнем необходимых для погрузки, крепления и перевозки грузов приспособлений и материалов (ч. 2 ст. 23 УЖТ).
Организационно-правовыми средствами, способствующими сохранности груза, являются опломбирование транспорта, вагонов, контейнеров и грузов, осуществление перевозки грузов с их сопровождением и охраной, ограничение и особые условия перевозки грузов в открытых транспортных средствах, а также грузов, перевозимых навалом и насыпью (ст. 17, ч. 1 ст. 28 УЖТ, п. 1 ст. 74 КВВТ).
Одним из важных средств сохранности груза является перевозка его с сопровождением и охраной в пути следования. Это не значит, что все грузы сопровождают представители грузоотправителя, грузополучателя и уполномоченные ими лица. Речь идет о специфических грузах, требующих присмотра и ухода. На железнодорожном транспорте в специальных правилах перевозок грузов в сопровождении дается перечень таких грузов. К ним относятся: животные, птицы, пчелы, живая рыба; растения и живые цветы; скоропортящиеся и продовольственные грузы; вино, виноматериалы и коньячный спирт; автомобили, тракторы, моторизованные машины и некоторые другие.
Сопровождение груза может осуществляться перевозчиком по соглашению с грузоотправителем. В этом случае он должен организовать и контролировать деятельность сопровождающих лиц.
Имеются особенности перевозки грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, в открытом подвижном составе, а также грузов, перевозимых насыпью и навалом, касающиеся обеспечения их сохранности, которые урегулированы специальными правилами[2].
На морском транспорте риск перевозки грузов на палубе потребовал законодательного возложения на перевозчика обязанности по дополнительному согласованию с отправителем выполнения такой перевозки (ст. 138 КТМ).
С обязанностью обеспечения сохранности груза неразрывно связана обязанность перевозчика по проверке состояния тары и упаковки, а также крепления груза и его размещения в процессе перевозки.
На завершающем этапе перевозки перевозчик обязан выдать груз уполномоченному на его получение лицу – грузополучателю (получателю). Эта обязанность перевозчика закреплена непосредственно в дефиниции договора перевозки груза, сформулированной ст. 785 ГК, а также в определениях договора, данных в транспортных законах. В УАТГНЭТ, не содержащем определения договора перевозки груза, эта обязанность перевозчика закреплена в ст. 15 "Выдача груза", ч. 1 которой гласит: "Перевозчик обязан доставить и выдать груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной". Конкретные действия и последовательность их выполнения при выдаче груза закреплены в транспортных законах и правилах перевозок грузов.
Выдача груза грузополучателю осуществляется перевозчиком по предъявлении грузополучателем доверенности на получение груза, а также паспорта или другого документа, удостоверяющего его личность.
Выдача груза, доставленного в исправных крытых транспортных средствах, контейнерах при наличии исправных пломб грузоотправителей, осуществляется без проверки массы груза, его состояния, количества грузовых мест. Выдача груза перевозчиком с обязательной проверкой массы, состояния груза, количества грузовых мест осуществляется в случаях прибытия его: а) в неисправном транспортном средстве; б) с неисправными ЗПУ; в) с признаками частичной утраты или повреждения (порчи); г) с нарушением срока доставки.
Если в результате проверки установлены недостача, повреждение (порча) груза, перевозчик обязан определить размер фактической несохранности груза, составить коммерческий акт и вручить его грузополучателю.
При выдаче груза перевозчик в некоторых случаях обязан обеспечить его выгрузку. Эта обязанность возникает, например, в случае нарушения грузополучателем установленных сроков выгрузки груза, находящегося под таможенным контролем (ч. 2 ст. 37 УЖТ).
Еще одна обязанность перевозчика касается сохранности документов, относящихся к перевозке. В соответствии с транспортными законами он должен обеспечивать в установленном порядке сохранность перевозочных и других документов, предусмотренных правилами перевозок грузов.