ОГЛАВЛЕНИЕ анализа неравномерности распределения объема по объектам
Анализ неравномерности распределения объема или массы по объектам основан на сопоставлении долей по объему и численности. Основными являются следующие направления маркетинговых исследований неравномерности распределения массы по объектам:
• раздел рынка в конкурентном анализе;
• неравномерность интенсивности потребления;
• сегментация по интенсивности потребления;
• распределение выручки и прибыли по товарам при формировании продуктового портфеля и оценке риска;
• неравномерность затрат на отдельные продукты в продуктовом портфеле предприятия;
• неравномерность сбыта по оптовым покупателям при реализации маркетинга взаимодействия и оценке риска;
• неравномерность закупок по поставщикам.
Высокая неравномерность ведет к возникновению коммерческих рисков. Так, если на 20% поставщиков приходится 80% закупок, то предприятие подвержено риску срыва закупок, когда поставщики уходят с рынка. То же справедливо, если сбыт осуществляется через малое число посредников. Вместе с тем чрезмерное снижение неравномерности приводит к распылению усилий и росту затрат.
Что касается анализа неравномерности потребления некоторого продукта различными потребителями, то, как правило, выясняется, что на относительно небольшое число потребителей приходится основной объем потребления. Это вызвано различиями потребителей в интенсивности потребления. Как известно, интенсивность потребления продукта понимается как количество товара, потребляемое одной потребительской единицей за некоторый период времени. На некоторые потребительские единицы приходится нулевое потребление. Те потребительские единицы, которые реально потребляют, назовем потребителями.
Пример: интенсивность потребления лимонов
В качестве ярко выраженных примеров неравномерности потребления можно привести потребление кофе, сигарет, услуг сотовой связи, прохладительных напитков и многого другого. В качестве примера в [46] приведены данные по потреблению лимонов потребительскими единицами – семьями (табл. 18.2).
Особенность данного примера состоит в том, что здесь применен интервальный ряд. К тому же в таблице отсутствуют исходные данные по числу потребительских единиц и по интенсивности потребления каждой из них, но известны соответствующие доли. Ситуация упрощена, поскольку
Таблица 18.2
Интенсивность потребления лимонов
Уровень интенсивности потребления |
Доля, % |
Накопленная доля, % |
||
потребительских единиц |
потребления |
потребительских единиц |
потребления |
|
Нулевой |
42 |
0 |
42 |
0 |
Умеренный |
29 |
9 |
71 |
9 |
Высокий |
29 |
91 |
100 |
100 |
Итого |
100 |
100 |
X |
X |
взято всего три уровня по интенсивности потребления. Как следует из таблицы, был применен следующий не единственно возможный подход, когда все потребители были разделены на две равные по численности группы по 29%.
Перечисление применяемых методов и моделей
Важно понимать, что фактически задача анализа неравномерности потребления сводится к анализу соответствия долей по единицам совокупности и по объему признака, т.е. согласно ранее введенным обозначениям несоответствия по п и по s. Рассматриваются как обычные, так и накопленные доли, основанные на расположении результатов наблюдений в вариационный ряд (см. подразд. 18.1).
Целесообразно выделение двух классов методов и моделей – тех, которые не требуют, и тех, которые требуют применения вариационного ряда (табл. 18.3). При этом
Таблица 18.3
Методы и модели анализа неравномерности распределения объема
Без применения вариационного ряда |
С применением вариационного ряда |
• коэффициент локализации Лоренца • индекс локализации • индекс концентрации Герфиндаля • дисперсия и вариация признака • линейный и квадратичный коэффициенты структурных различий[1] |
• коэффициент концентрации (конкуренции) • закон Парето (правило "20 и 80") • правило тяжелой половины • децильный коэффициент • индекс Линда • кривая концентрации Лоренца • коэффициент Джини • ABC-анализ |
единицы наблюдения могут быть или сгруппированы, когда каждой группе ставится в соответствие доля is виде частости, или несгруппированы, когда рассматриваются отдельные единицы соответственно с долями 1/N.
Все перечисленные методы изложены далее в этой главе, кроме простейших показателей дисперсии и вариации, а также коэффициентов структурных различий, рассмотренных в подразд. 20.4.