Сочинения о разинском восстании. "Синопсис"

Памятниками исторической мысли конца XVII столетия являются повести, написанные вскоре после окончания крестьянской войны (1667—1671) под предводительством Степана Разина. В настоящее время их известно четыре: "Астраханское сказание Петра Золотарева", "Известие о бунте и злодействиях донского казака Стеньки Разина", "Сказание о явлении и чудесах пресвятьтя владычецьт нашея, нарицаемыя Тихвинская, о избавлении града Цивильска от нахождения казаков Стеньки Разина с товарищи" и "Сказание о нашествии на обитель преподобного отца нашего Макария Желтоводского, бывшего от воров и изменников воровских казаков". В какой-то степени созвучны им обнаруженное недавно произведение "Чудеса Боголепа Черноярского", а также новые списки рассказа о восстании Разина в "Истории о царе и великом князе Михаиле Федоровиче и наследниках его (1613—1700)".

Наиболее примечательно произведение служилого человека, сына боярского Петра Алексеева Золотарева. Повествование носит форму распросных речей соборных попов Кирилла Елисеева и Петра Иванова. Краткий вариант "Астраханского сказания" был составлен через год после гибели митрополита Иосифа, казни С. Разина и его сподвижников. Однако в стране еще сохранялась тревожная обстановка, волновались казаки, оставшиеся отряды в Соловецком монастыре, на Дону и в Поволжье. В "память предыдущим родам" и в напоминание о мучениках, "которые за православную веру и российского самодержца пострадали от воров и изменников", Золотареву предложили составить пространный вариант "Астраханского сказания". Эта работа напоминает не летопись, а смешение различных стилей: "чудеса" и "знамения" перемежаются с последовательным изображением астраханских событий и военных действий. Произведение П. А. Золотарева, как лица светского, отличается попыткой не только выявить связи в описываемых событиях, но и дать им свое толкование.

Авторы других вышеупомянутых повестей и сказаний, хотя и написанных с позиций провиденциализма (т.е. предначертаний воли Божьей), также обращают внимание на реальные причины исторических событий, конкретные действия людей, логику их поведения и жизненные обстоятельства.

Центром науки и просвещения Восточной Европы во второй половине XVII в. стала Киево-Могилянская академия. Уникальное учебное заведение славилось своими демократическими и вольнолюбивыми традициями. Из стен Академии вышли известные проповедники. Именно здесь была написана первая и самая популярная в конце XVII—XVIII в. учебная книга по русской истории — Синопсис. Слово "синопсис" означает "общий взгляд", в данном случае — "Обозрение российской истории". Действительно, автор излагает русскую историю на 200 небольших страницах печатного текста, притом в доступной литературной форме, что обеспечило Синопсису большую популярность. С 1672 по 1836 г. вышло 30 изданий книги. Ее читателями были государственные деятели, дипломаты, ученые, крестьяне и особенно мещане. По Синопсису изучал русскую историю М. В. Ломоносов.

Традиционно авторство Синопсиса приписывается Гизелю (в монашестве Иннокентий, 1600—1683), архимандриту Киево-Печерской лавры с 1656 г. В средневековой Руси среди духовных лиц был распространен обычай творить анонимно "по благословению и во славу Божью". Именно поэтому авторы большинства произведений того времени нам неизвестны. По мнению ученых, исследовавших Синопсис (А. С. Лаппо- Данилевский, И. О. Максимович, И. А. Шлянкип и др.), Гизель выступал скорее в роли цензора, редактора и публикатора изданий типографии Киево-Печерской лавры. Протестант, перешедший в православие и принявший в Киеве постриг, политический деятель Гизель был писателем философско- схоластического направления ("Мир человека с Богом", "О истинной вере" и др.), читал курс философии. Следует отметить, что Гизель представлял украинскую церковно-феодальную верхушку, что повлияло на трактовку им отдельных событий, касающихся отношений Киева и Москвы. Гизель умело поддерживал нормальные отношения с Москвой и сохранял связь с духовенством Правобережной Украины. Синопсис умалчивает о противоречиях украинской и московской позиций.

Основа методики работы Гизеля — компилятивность. В самом заглавии указано: "Синопсис, или Краткое собрание из разных летописцев". Историки считают Синопсис сокращением "Хроники" Феодосия Сафоновича, компиляцией из "Хроники" М. Стрыйковского. В Синопсис полностью вошла третья редакция "Сказания о Мамаевом побоище" и значительная часть Густынской летописи. Автор ссылается на труд преподобного Нестора, создателя "Повести временных лет". Использовались им и данные античных и средневековых авторов, греческие хронографы, немецкие летописцы, церковная всемирная история Барония и др. На полях издания даны ссылки на источники сообщений об излагаемых фактах и событиях. В ряде случаев в Синопсисе отмечены противоречия и разночтения в использованных источниках, беллетризуются описания военных баталий. Отсюда был один шаг к следующему этапу в отечественной историографии — сопоставлению и проверке источников.