Сочетание экономического выбора и социальных факторов производства в методологии маржинализма А. Маршалла
В конце XIX в. сложились новые подходы экономических исследований, концентрировавшиеся вокруг двух основных проблем – трудовой теории стоимости и теории предельной полезности, связанных с развитием многообразных явлений, свойственных рыночным отношениям. Социально-экономические процессы оказывали существенное влияние на формирование неоклассического направления, возникшего отчасти и как продолжение экономического учения К. Маркса, и как критическая реакция на него. Оно господствовало в Америке и Европе до 1930-х гг. и отражало веяния эпохи свободного предпринимательства.
Один из представителей этого направления Альфред Маршалл (1842–1924) – основоположник кембриджской школы и продолжатель теории маржинализма. Его главный труд "Принципы экономической науки" (1890) многократно переиздавался и на протяжении десятилетий служил основным учебником по экономической теории не только в Англии, но и в других западных странах.
Первые представители поколения маржиналистов попытались создать общую теорию ценности исходя из предпосылок, противоположных классической школе. В качестве исходного простейшего явления экономической жизни они выбрали отношение человека к вещи, предусматривающее личное потребление и обмен. Модель человека, максимизирующего полезность, позволяла представить экономику в равновесии, т.е. в устойчивом, оптимальном состоянии.
Используя новые методологические принципы, маржиналисты создали целостную теоретическую систему, охватившую все разделы политэкономии. Целью обмена и производства для каждого из ее участников является наибольшее удовлетворение потребностей. Однако эта мотивация дополняется тем, что удовольствие, полученное индивидом от единицы блага (полезность), уменьшается с ростом количества этих единиц, находящихся в его распоряжении. Иными словами, все потребности имеют тенденцию к насыщению – это свойство человеческой природы.
Применение закона убывающей полезности позволило маржиналистам усовершенствовать и счетный аппарат своего экономического субъекта. Поскольку полезная отдача от каждой следующей единицы блага падает, а неприятности, связанные с ее добыванием, – возрастают (будь то затраты труда при производстве или потеря других благ при обмене), неизбежно должен наступить момент, когда дальнейшее приращение благ даст не прирост, а сокращение удовольствий.
В 1990-х гг. А. Маршалл дополнил эту теорию отдельными элементами "рикардианства", а также более четко разработанным математическим аппаратом. Предметом политической экономии Маршалл считал обыкновенную жизнедеятельность человеческого общества. Он делал установку не на абстрактную, дедуктивную теорию, как первые маржиналисты, а на более приближенное к реальности сочетание дедукции и индукции, теории и описания.
Маршалл постоянно подчеркивал, что экономисты имеют дело не с абстрактным "экономическим человеком", а с живым. В целом концепция экономического субъекта у Маршалла представляет собой наиболее фундаментальную в истории политической экономии попытку соединить реалистическое описание экономического поведения с абстрактными законами, полученными с помощью упрощенной рационально максимизационной модели человека.
Развивая теорию предельной полезности, Маршалл начал перекладывать основные положения экономической теории на язык диаграмм. Получив солидное математическое образование в Кембридже, он создал широко известный в наши дни графический метод анализа.
В области мотивации экономического поведения Маршалл усматривал роль денег как реального измерителя интенсивности потребностей. Очень большую роль он отводил привычке, особенно когда дело касалось экономического поведения. Он отмечал исторический, эволюционирующий характер потребностей человека и решающее влияние производства на развитие потребностей.
Политическая экономия, по словам Маршалла, – это наука, которая, с одной стороны, представляет собой исследование богатства, а с другой – образует часть исследования человека[1].
По мнению Маршалла, экономисты создают свою абстрактную модель "экономического человека", которая, хотя и является абстрактной (т.е. основанной на отвлечении от некоторых качеств этого человека), тем не менее ее можно считать вполне соответствующей реальному "человеку экономическому".
Центральное место в упоминавшейся книге Маршалла занимает анализ социальных факторов, влияющих на формирование цены, которая складывается из спроса, предложения, издержек производства.
Для построения своей теоретической концепции А. Маршалл впервые ввел понятие организации как социально-экономического феномена, классифицировав ее по уровням. Далее идет речь об уровнях исследования указанных организаций.
На первом уровне организация рассматривается как сложный социально-экономический организм (по аналогии с биологическим). Ее основу составляет такой социальный процесс, как разделение труда, способствующее повышению производительности используемых социальных и экономических факторов производства.
На втором уровне Маршалл анализировал организации промышленности, в частности, влияние на развитие производства механизации труда.
Па третьем уровне он исследовал роль предпринимателя и, следовательно, "деловую организацию". При этом основным вопросом выступал сравнительный анализ эффективности социально-организационных форм поведения в предпринимательской деятельности.
Исследуя развитие машинного производства и связанные с ним социальные процессы, отражающиеся в экономике, Маршалл указывал на ограниченность теории о ренте Д. Рикардо и ввел понятие "квазирента". Он разъяснял, что слово "рента" целесообразно использовать для обозначения "свободных даров природы", а термин "квазирента" следует употреблять по отношению к доходу, извлекаемому из созданных человеком машин и других орудий производства. Вложенный капитал, объем которого в коротком периоде фиксирован, приносит стоимостный результат, из которого нужно вычесть затраты на поддержание основного капитала, этот "чистый" результат именуется квазирентой.
Одной из важных заслуг А. Маршалла является обобщение положений ранних маржиналистов о функциональной зависимости экономического выбора от таких факторов, как цена, спрос и предложение. Он показал, в частности, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены – снижается, и что с понижением цены предложение падает, а с ростом цены – растет. Устойчивой, или равновесной, ценой А. Маршалл считал ту, которая установлена в точке равновесия спроса и предложения. Он определил это как следствие эластичности спроса.
Ключевая идея Маршалла – переход от теоретических споров о стоимости к изучению проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих социальные процессы, протекающие на рынке.
Методология маржинализма А. Маршалла отличается тем, что он разделил микроэкономическую теорию па четыре равнозначные части:
• теорию спроса, объясняющую, как изменится количество товара, которое захотят приобрести потребители, если изменяется рыночная цена;
• теорию предложения, объясняющую, как реагируют на изменение рыночной цены производители;
• теорию равновесия, обосновывающую установление рыночной цены в зависимости от спроса и предложения;
• теорию фирмы, или теорию прибыли, объясняющую поведение фирм, стремящихся получить максимально возможную прибыль.
А. Маршалл исследовал экономический выбор с позиций "чистой" экономической теории и идеальной модели хозяйствования, возможной только при условии "совершенной конкуренции". Подобный подход стал определяющим как для созданной им кембриджской школы, так и для большинства неоклассиков конца XIX – первой трети XX в. Более 100 лет прошло со времени зарождения маржинализма, но любая современная экономическая концепция в позитивном или негативном плане использует его идеи.