Собственный капитал корпорации и порядок его формирования

Капитал – одно из ключевых понятий финансового менеджмента. С позиций финансового менеджмента капитал выражает общую величину средств в денежной, материальной и нематериальной формах, вложенных и активы (имущество) корпорации. С позиций корпоративных финансов капитал отражает денежные (финансовые) отношения, возникающие между корпорацией и другими субъектами хозяйствования по поводу его формирования и использования. Такие денежные отношения возникают между корпорацией (акционерным обществом) как юридическим лицом и ее акционерами (инвесторами), кредиторами, поставщиками, покупателями продукции (услуг), институциональными участниками фондового рынка и государством (уплата налогов и сборов в бюджетную систему)[1].

В составе собственного капитала организации учитываются уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.

Информация о собственном капитале корпорации отражается в разделе III бухгалтерского баланса "Капитал и резервы" и включает следующие статьи[2]:

1) уставный капитал;

2) собственные акции, выкупленные у акционеров;

3) переоценка внеоборотных активов;

4) добавочный капитал (без переоценки);

5) резервный капитал;

6) нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

По мнению большинства западных авторов, главными отличительными чертами корпорации являются наличие общего капитала и разделение ответственности между владельцами и самою корпорацией как юридическим лицом. Имеющийся капитал может быть разделен на части (доли), каждая из которых будет выступать конкретным финансовым инструментом – акцией.

Уставный капитал – основной первоначальный источник собственных средств коммерческих организаций, функционирующих в организационно-правовой форме хозяйственного общества.

Уставный капитал может формироваться за счет различных источников: бюджетных средств, вкладов юридических и физических лиц, иных привлеченных источников. В качестве вклада в имущество хозяйственного общества могут вноситься: деньги, ценные бумаги, иные вещи, имущественные либо иные права, имеющие денежную оценку, так как главным признаком вклада является возможность его денежной оценки[3].

Уставный капитал акционерного общества (ЗАО или ОАО) – это номинальная стоимость акций общества, распределенных между акционерами.

Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой. Общество размещает обыкновенные акции и вправе размещать один или несколько типов привилегированных акций. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала общества. При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей[4].

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ред. от 5 апреля 2013 г.) минимальный уставный капитал открытого общества (ОАО) должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества (ЗАО) не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда.

Базовая сумма при исчислении налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчислении платежей по гражданско-правовым обязательствам, размер которых в соответствии с законодательством РФ определяется в зависимости от МРОТ, составляет 100 руб.[5].

Акции или доли могут быть оплачены деньгами, ценными бумагами, другими вещами, а также имущественными правами, имеющими денежную оценку. При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик.

Добавочный капитал организации представляет собой часть собственного капитала, который является общей собственностью всех участников организации.

Добавочный капитал акционерного общества формируется за счет:

1) эмиссионного дохода – разницы между продажной и номинальной стоимостью акций (долей), образовавшейся за счет их продажи в процессе формирования уставного капитала организации (при учреждении организации, при последующем увеличении уставного капитала);

2) прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки (компании имеют право один раз в год (по состоянию на конец года) переоценивать основные средства и нематериальные активы. Это нужно для того, чтобы в бухгалтерском учете и отчетности они отражались по рыночной стоимости);

3) курсовых разниц, возникших при расчетах с учредителями по вкладам в уставный (складочный) капитал компании, выраженным в иностранной валюте;

4) разницы, возникающей в результате пересчета в рубли выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств организации, используемых для ведения деятельности за пределами Российской Федерации;

5) суммы НДС, восстановленного учредителем при передаче имущества в качестве вклада в уставный капитал и переданного учреждаемой организации, поскольку эти суммы сами вкладом не являются.

Пример 3.1

Уставный капитал корпорации состоит из 1000 шт. акций номинальной стоимостью 1000 руб. каждая. Акции были размещены по цене 1500 руб. за шт. Требуется определить эмиссионный доход акционерного общества.

Уставный капитал корпорации составляет 1 000 000 руб. (1000 • 1000).

Сумма, полученная от реализации акций, – 1 500 000 руб. (1000 • 1500).

Таким образом, эмиссионный доход акционерного общества составляет 500 000 руб. (1 500 000 – 1 000 000).

Резервный капитал – это часть собственного капитала компании, образуемая за счет ежегодных отчислений от прибыли, представляющая резерв денежных средств.

В акционерных обществах средства резервного капитала могут быть использованы па:

• покрытие убытков;

• погашение облигаций, выпущенных компанией (при отсутствии иных средств);

• выкуп собственных акций фирмы (при отсутствии иных средств).

Резервный фонд не может быть использован для иных целей.

В соответствии со ст. 35 ФЗ "Об акционерных обществах" акционерные общества обязаны формировать резервные фонды. Размер такого фонда определяется уставом общества, но не может быть меньше 5% уставного капитала.

Конкретная сумма резерва определяется уставом акционерного общества. При этом компания обязана ежегодно отчислять в резервный капитал не менее 5% чистой прибыли до достижения резервным капиталом размера, определенного уставом (этим документом может быть закреплен другой, больший процент отчислений)[6].

Пример 3.2

ЗАО создаст резервный капитал. Согласно уставу корпорации его размер резервного капитала равен 30% суммы уставного капитала. Уставный капитал составляет 50 000 руб. В резервный капитал направляется 8% чистой прибыли фирмы. В отчетном периоде корпорация получила чистую прибыль в размере 100 000 руб. Требуется определить размер резервного капитала и сумму отчислений в резервный капитал в отчетном периоде.

Размер резервного капитала в соответствии с законодательством составляет

2500 руб. (50 000 • 5).

Размер резервного капитала в соответствии с уставными документами 15 000 руб. (50 000 • 30).

Направлено на формирование резервного капитала 8000 руб. (100 000 -8).

В составе резервного капитала в акционерных обществах могут учитываться:

• резервный фонд;

• специальный фонд акционирования работников;

• специальные фонды для выплаты дивидендов по привилегированным акциям;

• иные фонды, создаваемые в соответствии с уставом общества, например фонд на выкуп собственных акций по требованию акционеров.

При осуществлении предпринимательской деятельности коммерческие организации вправе создавать и иные внутрихозяйственные фонды в зависимости от особенностей функционирования конкретного хозяйствующего субъекта.

Фонды накопления и потребления относятся к фондам специального назначения. Эти фонды образуются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. Аккумулирование соответствующих средств в названных фондах позволяет обобщить информацию о состоянии и движении средств, направляемых на потребление и накопление. Порядок образования этих фондов регулируется учредительными документами.

Под фондом накопления понимаются средства, направляемые на производственное развитие или иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами (например, на создание нового имущества), (бонды потребления образуют средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), а также материальному поощрению коллектива организации и иных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества организации.

Амортизационный фонд формируется за счет средств, накапливаемых у организации в результате переноса стоимости основных фондов по определенным нормам на текущие издержки производства. В результате амортизации стоимость изнашиваемых основных фондов переносится на произведенный с их помощью продукт. Нормой амортизации является выраженная в процентах доля балансовой стоимости основных фондов, подлежащая включению в текущие издержки в течение отчетного года. Амортизационные отчисления имеют целевое назначение, так как предназначены для полного восстановления изношенных основных фондов организации.

Резервы предстоящих расходов и платежей создаются организацией в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода. Организации могут создавать резервы: на предстоящую оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждений по итогам работы за год и другие цели. Если такие резервы не создаются, то произведенные затраты включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим элементам затрат по мере их совершения.

Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию может создаваться в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока (п. 2 ст. 267 ПК РФ). Размер созданного резерва не может превышать предельного размера, определяемого как доля осуществленных хозяйствующим субъектом расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации данных товаров (работ) за предыдущие три года. По истечении налогового периода размер резерва корректируется исходя из фактически осуществленных расходов. Для товаров (работ), по которым истек срок гарантийного обслуживания и ремонта, не израсходованные по назначению суммы включаются в состав внереализационных доходов соответствующего отчетного периода.

Под резервом сомнительных долгов признается в соответствии со ст. 266 НК РФ любая задолженность организации, которая не погашена в срок, установленный договорами, и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией. Источником формирования данного резерва является валовая прибыль.

Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной в конце отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

1) при сроке свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма задолженности, выявленной на основании инвентаризации;

2) при сроке от 45 до 90 дней (включительно) в сумму резерва включается 50% суммы задолженности, выявленной на основании инвентаризации;

3) при сроке до 45 дней сумма создаваемого резерва не изменяется.

При этом сумма создаваемого резерва но сомнительным долгам не может превышать 10% выручки за отчетный период.

Резерв сомнительных долгов может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. Безнадежными (нереальными к взысканию) признаются долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с ГК РФ обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или в связи с ликвидацией организации[7].