"Соборяне"
Роману "Соборяне" в творчестве Лескова принадлежит особое место. Отказавшись от поисков героя в современной ему действительности, писатель обращается к прошлому, в котором и обнаруживает героические характеры. В 1872 г. Лесков работает (но не доводит замысел до конца) над хроникой "Захудалый род", где ясно обозначаются черты нового жанра, который соответствует задачам, поставленным перед собой писателем.
Так же, как и в "Захудалом роде", в "Старых годах в селе Плодомасове", в "Соборянах" в центре повествования – не любовная интрига, не судьбы отдельных людей, а анализ сложных, глубинных процессов разрушения общественной целостности, причин ослабления духовных связей между людьми. Среда русского духовенства обычно была объектом критики. Н. С. Лесков же нарушает традицию, но жизнь его героев не напоминает житие канонических праведников, хотя и соотносится с ними. Повествователь в начале хроники предупреждает, что предметом его рассказа будет "житье-бытье" обитателей старгородской соборной поповки. До определенного момента в жизни героев не происходит ничего необыкновенного, ее наполняют всевозможные мелочи, бытовые происшествия. Внимание Лескова к бытовым подробностям жизни объясняется прежде всего гем, что в них писатель фиксирует приметы времени, которое опутывает людей мелочной бессмысленностью. Детали быта важны еще и потому, что в них проявляется личное отношение человека к окружающему миру. Так постепенно писатель раздвигает временные и пространственные рамки повествования: от настоящего он ведет читателя к прошлому (Демикотоновая книга отца протопопа), включает в хронику рассказы карлика, письма Ахиллы из Петербурга и т.д.
Рисуя в "Соборянах" картины жизни провинциальной "поповки", которая предстает перед нами и в исповеди Туберозова, и в комментариях повествователя, Лесков уходит от "направленчества", от "злобы дня" и ставит проблемы формирования "общей нравственности". Приметы времени почти совсем незаметны в повествовании: герои хроники живут в раз и навсегда определенном для себя мире, поэтому и характеры Савелия, Ахиллы, отца Захарии "статичны". Это вполне сложившиеся личности, оценивающие мир по "вечным" заветам нравственности, весьма субъективно понятым ими.
Значительна композиционная роль Демикотоновой книги Савелия Туберозова. Это дневник, в котором перед читателем не только воскрешается прошлое героя, но и содержится "объяснение" многих его поступков в настоящем. По своему содержанию и структуре дневник напоминает "Житие протопопа Аввакума", которому наряду с искренним чувством христианского смирения оказалось свойственно столь же искреннее представление об огромном значении собственной личности. Аввакум-проповедник в неистовой страсти нести свет истины проявляет свои лучшие качества человека. Демикотоновая книга раскрывает образ отца протопопа как человека, убежденного в том, что религия – та единственная сфера деятельности, где проявляется любовь к человеку. Нераздельно связывая любовь к людям с христианской религией, Савелий непримиримо судит себя за беспомощность, бездеятельность. Так, он искренне верит в пользу своего "доноса" на поляков за их богохульство, резко обрывает Данилку, заявившего, что дождь "совсем не по молебствию ниспоследован", преследует Вараву, похитившего скелет для научных изысканий. Савелий – главный герой борьбы с "вредителями русского развития" – бессердечной породой людей "банкового периода". Однако, по определению самого автора, Туберозов "самое драматическое лицо хроники". Н. С. Лесков на протяжении всего повествования постоянно подчеркивает, что Туберозов одинок в своей борьбе, его критицизм и бунтарство по отношению к миру официальных властей носит весьма своеобразный характер: идеалом этого персонажа является возвращение русской духовности, которая не существует вне евангельских заповедей. Истина для него – всегда истина веры, и поэтому мучительные сомнения не указывают ему дороги. Идеал России видится ему в заветах прошлого: "Без идеала, без веры, без почтения к деяниям предков великих <…> это сгубит <...> сгубит Россию! <„.> я уже остарел и назад меня клонит? Но нет, и не то <...> Но больно глядеть, как старые бревна без жалости рубят!" Туберозов понимает, что современная жизнь не вписывается в его представления о ней, и, оставаясь при прежних убеждениях, признается: "Я сей дорогой не ходок". Трагедия Туберозова в том, что он жертва патриархальной Руси, поэтому образ его воспринимается как укор той "старине" и "благочинию", которые направили на ложный путь этого бунтаря-одиночку.
В "Соборянах" перед нами предстает и тот тип героя, которому суждена была в творчестве Лескова богатая и разнообразная жизнь. Дьякон Ахилла не герой-идеолог, а личность с огромной внутренней перспективой, живущая вне сферы идей, не разумом, а сердцем постигающая мир. Н. С. Лесков показывает, что в человеке подобного типа заложены самые разные возможности. Они намечены его "определениями" – "казак", "мужик", "воин", "Каин неистовый", "Гришка Отрепьев". Автор ясно сознает недостаточность традиционной характеристики последнего представителя старгородского причта. Писатель приводит несколько прозвищ, которые даны Ахилле инспектором и ректором духовного училища, регентом архиерейского хора и самим архиереем. Определения "непомерный", "уязвленный" многократно варьируются и постепенно обрастают множеством новых смыслов, в совокупности представляя редкое своеобразие внутреннего мира богатыря с душой ребенка. Ключевые слова, которые выбирает Лесковым для характеристики героя, являются важным элементом поэтики лесковского сказа.
Как и в "Воительнице", в "Соборянах" Лесков пополняет и расширяет, по выражению Μ. М. Бахтина, "зону авторского избытка". Это происходит в связи с расширением роли повествователя, который, открыто выступая посредником между читателем и героями, никак не объективирует свою личность, используя для обозначения своей позиции местоимение "мы".
Непосредственная связь повествователя с миром старгород- ской поповки проявляется в лирическом сопереживании событий. Многие подробности жизни передаются как свидетельство очевидца, и в большинстве случаев автор сообщает то, что хорошо известно всему городу, так как патриархальная простота жизни исключает саму возможность каких-либо тайн. Вместе с тем, когда возникает необходимость в передаче чувств и переживаний героя, повествователь выполняет функцию всезнающего автора, становится на его точку зрения, с тем чтобы сразу же перейти к комментированию поступка или слова персонажа.
Важная смыслообразующая роль в хронике принадлежит гоголевской традиции. Как в "Ревизоре" и "Мертвых душах", одним из главных действующих лиц "Соборян" является город, заключающий в себе признаки "соборности", всеобщности. По-гоголевски выписаны образы городничего, смотрителя училищ, лекаря. Приезд ревизоров и образ птицы-тройки (на "дорожном троечном тарантасе" въезжают они в город) прямо перекликается с известными мотивами произведений Гоголя. Даже изображение семейной идиллии Туберозовых восходит к картинам быта "Старосветских помещиков", которые породили традицию, неоднократно использовавшуюся русскими писателями (образы Фимушки и Фомушки в романе И. С. Тургенева "Накануне").
Начиная с "Соборян", Лесков выходит на широкую литературную дорогу: его художественные принципы складываются в определенную систему. Материал для своих произведений Лесков черпает из жизненных наблюдений, которые, перерабатываясь творческой фантазией автора, ложатся в основу сюжетов его произведений. Соблюдая в изображении жизни ее временную последовательность, Лесков отдает предпочтение хроникальной композиции, "нанизывая" на нить рассказа события значительные и незначительные в их очередности. При этом писатель обращал особое внимание на яркие, самобытные проявления действительности, в жизненных "анекдотах", парадоксальных ситуациях обнаруживая глубинные свойства человеческих характеров. Поставив перед собой цель – показать своеобразие русского человека – Лесков постоянно обращается к использованию фольклорных источников, что способствует выработке определенной стилевой манеры письма – сказа, становящегося не только формой воплощения народного мировоззрения, но и способом индивидуализации героя повествования, что обеспечивает многоголосие произведений Лескова. Важным элементом сказового стиля писателя является также установка на диалог с читателем, представляющий собой необходимый лирический компонент повествования.
Уже в 1880-е гг., когда произойдет перелом в мировоззрении Лескова и он откажется от идеализации старой русской церковности, "Соборяне" и их главный герой перестанут восприниматься автором как носители высшей нравственной идеи. В одном из своих писем Лесков признается: "...решительно не знаю, чтобы я стал делать и говорить с Туберозовым, если бы он явился ко мне собственной персоной при моих настоящих понятиях о христианстве и государстве. Я его создал, но встретил бы его как Тарас Бульба своих сыновей из киевской коллегии".
Однако значение этого произведения для русской литературы трудно переоценить. Из образа Ахиллы, русского богатыря, в котором "одном тысяча жизней горит", вырастают образы очарованного странника, несмертельного Голована, других положительных героев из народа, воплощающих коренные свойства русского национального характера.