Смысл жизни
Проблема смысла жизни сегодня приобретает повое звучание. К современной ситуации можно применить слова Гамлета: "Порвалась дней связующая нить, как мне обрывки их соединить?" Существование человека все более характеризуется как переходное, пограничное, его идентичности раздваиваются, множатся, с ростом потоков информации разрушается эмоциональный интеллект, девальвируют нравственные ценности и чувства. Процессы фрагментации и глобализации идентичностей ведут к утрате целостности личности и потере смысла.
Смысл жизни хоть и связан с идеей счастья, но может не совпадать с ней. Достаточно представить лица людей, катающихся в парке на заводных машинках, — они совершенно счастливы, но их поведение лишено смысла.
Концепция смысла жизни предполагает определенную концепцию природы человека, его сущности и предназначения. Например, конфуцианство, рассматривая человека как функцию социальной и культурной среды, считало, что смысл — в выполнении той роли, которая ему предписана его социальным положением: роль сына, отца, мужа и т.д. Во многих культурах Востока смысл жизни совпадает с выполнением ритуала, с религиозным служением. Именно посредством ритуала как коллективного действия, обладающего сакральным смыслом, человек приобщался и к социуму, и к метафизической вечности, его поведение приобретало метафизическую глубину и сакральное значение.
Христианство рассматривает человека, его внутренний мир как арену борьбы добра и зла. Смысл жизни состоит в осознании каждым человеком своей миссии — быть в центре истории и в центре мира, активно участвуя в борьбе сил добра и зла, которая решит судьбу мира.
Если для древних культур человек — житель космоса, его жизнь подчиняется космическим и природным ритмам и не имеет собственного смысла, то с точки зрения христианства человек — житель истории, на нем лежит ответственность за ее исход. Начало времени, его середина и конец объединены общим нравственным смыслом, имеют одну цель. И хотя вся история полна человеческих грехов и страдания, не в этом смысл жизни, а в том, чтобы покаяться и заслужить милость Божью.
Совсем иные горизонты развивала светская мысль. "Все заботятся не о том, правильно ли они живут, а о том, долго ли проживут, между тем как жить правильно — доступно всем, жить долго — никому", — писал римский философ I в. Сенека, который предлагает научиться владеть временем. Нужно быть великим искусником, чтобы в ничтожно малое вместить все: "Для мудреца век так же долг, как для богов вечность". Смысл жизни ассоциируется с овладением временем. Такое понимание смысла жизни было реализовано в период Нового времени и характерно для современного общества. В протестантизме все ценности сведены к двум: "Время — деньги".
Для многих деловых людей смысл жизни связан с овладением профессией, с осознанием профессии как своего предназначения, в исполнении профессионального долга. Как показал М. Вебер, именно идея профессионального служения как выполнения собственного предназначения, как смысл жизни послужила мощным религиозно-этическим фундаментом цивилизационного прорыва, осуществленного западной цивилизацией в период модернизации общества.
Роль категорий этики в становления самосознания личности
Категории этики выполняют следующие функции.
1. Оценочная функция. Категории этики (добро и зло, нравственное и безнравственное, честное и бесчестное, достойное и недостойное, справедливое и несправедливое, добродетельное и порочное) выражают нашу способность к оценке как первое и элементарное проявление свободы. Мир человека (общество и культура) — это мир оценок и ценностей. Мы все постоянно друг друга оцениваем. Наше самосознание нуждается в высокой самооценке, которая может быть адекватной, только если она основана на той оценке, которую нам дают окружающие. Из этого следуют мораль или стремление к положительным действиям и отказ от негативных поступков.
2. Регулятивная функция. Функция регуляции взаимоотношений между людьми осуществляется с помощью норм, правил поведения, этических кодексов для всех людей или для определенной профессиональной группы. Обобщенным понятием для всех правил является категория справедливости. С точки зрения справедливости можно оценивать, насколько поведение человека соответствует общим правилам, а также сами правила и нормы, которые приняты в обществе.
3. Интегративная функция. Третья функция связана с объединяющей ролью моральных ценностей, правил и норм, когда они разделяются определенным сообществом. Это интегративная функция морали. Важнейшими категориями социальной и моральной интеграции являются долг, обязанность, ответственность, доверие, сотрудничество, партнерство.
4. Функция повышения уровня самоорганизации и самоконтроля. Четвертая функция — контроля и самоконтроля — осуществляется с помощью категорий совести, стыда, чести и достоинства. Наличие и глубина этических мотивов самооценки являются показателем нравственного совершенства личности. Многие люди не хотят замечать свои недостатки, их можно назвать нравственно невменяемыми, некоррегируемыми, т.е. неисправимыми эгоистами.
5. Интегративная оценка собственной жизни в целом. С помощью морали осуществляются осмысление и оценка человеком своей жизни в целом. Это внутренне интегративная функция морали, она осуществляется при помощи категорий смысла, счастья.
Таким образом, мораль осуществляет ценностное структурирование всей картины мира, способствует формированию целостного самосознания личности, способной к той степени ответственности, которая необходима современному динамичному и высокотехнологичному обществу.
Задача выхода из морального кризиса связана с возрождением морального субъекта, которому сегодня не хватает целостности и внутренней осмысленности. В условиях фрагментации, мозаичности информации (в ситуации информационного и ценностного хаоса) категории этики выполняют важные функции самоконтроля и саморегуляции, способствуют осуществлению ценностной ориентации, нравственного выбора, формируют важные социальные добродетели, которые только и могут стать основой социального благополучия.
В массовом обществе людей много — отсутствуют личности. Этой деструктивной тенденции необходимо противопоставить возрождение личности, которая определяется через категории самосознания, самооценки (понимания смысла и признания ответственности). Личность формируется в процессе межличностного диалога и эмоционального общения с другими лицами, а также в ситуациях, требующих креативного мышления.