Смысл человеческого бытия
Смысл человеческого бытия, или человеческой жизни, выражается в тех ценностях, которые реализуют люди в своих поступках. Эти ценности включают идеалы и нормы, которыми руководствуется человек в своей жизни, разделяемые им образцы поведения, его цели и планы, представления о добре и зле, справедливом и несправедливом и т.д. Обладание особой системой ценностей отличает человека от всех других живых существ.
Смысл жизни не дан человеку извне. Каждому человеку он открывается по-разному. Найти общий для всех времен и народов смысл жизни невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными принципами он включает также что-то специфическое, характерное для каждой конкретной эпохи и цивилизации.
Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни. Этот выбор меняется в зависимости от исторических условий существования человека, возрастных особенностей.
Иногда говорят, что смысл жизни состоит в том, чтобы делать людям добро. Это – хороший совет, но он нуждается в существенном прояснении, уточнении понятия добра. Для этого необходима, однако, развитая и являющаяся почти что общепринятой этическая теория. Такой теории нет, нет даже надежды на то, что она вообще когда-либо появится.
Из истории этики известны следующие толкования смысла жизни:
1) гедонизм – жизнь дана человеку, чтобы наслаждаться;
2) аскетизм – жизнь представляет собой отречение от мира ради близости к Богу, но к нему человек способен приблизиться, только став максимально духовным и свободным от грехов мира;
3) этика долга – жизнь как самопожертвование ради высоких идеалов (служение родине, семье, долгу, любви, счастью других людей и т.д.);
4) утилитаризм – жить надо ради пользы, успеха, удовлетворения своих устремлений и потребностей;
5) эвдемонизм – жизнь как стремление к счастью, а счастье – это и есть подлинное назначение человека.
Вопрос о том, что представляет собой то добро, которое следовало бы делать человеку, остается, таким образом, открытым.
Свобода и ответственность
Соотношение свободы и ответственности личности – одна из сложных этических проблем. Ожесточенные споры, ведущиеся вокруг проблемы свободы, в нынешнем веке приобрели особую остроту. Техногенная цивилизация не позволяет игнорировать вопрос о выживаемости человечества, но для этого необходимо сочетать свободу и ответственность.
Лозунг свободы восходит к эпохе буржуазных революций XVII–XVIII вв. и формирования философии либерализма. Путь к нему проложила критика различного рода феодальных регламентации. Свобода теперь интерпретируется как основная ценность общества.
Выделяют три основных смысла понятия свободы: 1) свобода действия; 2) свобода желания и 3) свобода разума (мышления).
Свободу действия достаточно легко интерпретировать: человек действует свободно, если никто и ничто ему не мешает. Очевидно, что, живя в демократическом обществе, люди обладают большей свободой действий, чем в тоталитарном государстве. И тем не менее абсолютной свободой действия человек не обладает нигде, так как даже в правовом государстве свобода ограничена законом. Свобода всегда относительна и ограничена, поэтому ее нужно защищать и за нес нужно бороться.
Сложнее обстоят дела с трактовкой свободы желания и свободы разума. Этой теме посвящали свои труды многие философы. Так, Спиноза считал, что "люди заблуждаются, считая себя свободными, ...свои действия они сознают, причин же, которыми они определяются, не знают".
Французский экзистенциалист Ж.-П. Сартр не делает различия между бытием человека и его свободой. "Быть свободным, пишет он, – значит, быть проклятым для бытия – свободы". Ему же принадлежит знаменитое выражение: "Мы приговорены к свободе". Согласно Сартру, человек находится в определенной ситуации, в рамках которой он должен сделать соответствующий выбор. Всякого рода принуждение извне не отменит свободу человека, ибо он всегда имеет поле возможностей для своего выбора. Для Сартра свобода – абсолютная ценность.
Не отрицая нравственной ценности свободы, необходимо отметить, что человек не рождается свободным и не обречен на свободу так же, как он не обречен и на рабство. Свобода – это не данность и не способность, свобода – это процесс.
Одна из нравственных задач человека – стремиться к освобождению, понимая при этом, что свобода предполагает понимание реальности и осознание ответственности. Ответственность человека – это обратная сторона его свободы.
Нести ответственность, говорит А. Конт-Спонвиль, значит иметь возможность и желание отвечать за свои поступки. Это значит действовать в рамках своих полномочий, быть готовым к возможным ошибкам и признавать необходимость отвечать за их последствия. Полностью освобождены от ответственности только маленькие дети и умственно неполноценные люди. Может быть, на их примере и видна лучше всего суть ответственности, которую можно определить как цену свободы.