Смена парадигмы социального капитала
В настоящее время происходит процесс разрушения старого и рождения нового социального капитала. Говоря о старом социальном капитале, мы имеем в виду тот искренний энтузиазм многих тружеников, который был рожден верой в реальность построения коммунистического общества и был частью советского образа жизни. Существенной особенностью социального капитала советского образца было безрассудное доверие к СМИ (которым воспользовались создатели финансовых пирамид типа "МММ"). Социально-экономические потрясения вызвали кризис доверия, его уровень снизился с 34,7% в 1990 г. до 22,9% в 1999 г.[1]
Другим пережитком старого социального капитала является массовый патернализм. Сформированный авторитарной системой управления, основанный на вертикальной иерархической структуре отношений, патернализм, к сожалению, стал частью нашей культурной матрицы. Ее доминирование в нашей ментальности представляет собой серьезное препятствие к формированию нового социального капитала. Миллионы людей ожидают помощи "сверху", они уверены, что им "должны", и даже не размышляют о собственных возможностях для улучшения своей жизни.
Новый социальный капитал основан не на слепом, а на разумном доверии, рациональном умении вступать в договоренности, на наличии в обществе культуры договора. Социальный капитал является главной инновацией, которую общество может инвестировать в развитие страны.
Из практического опыта
Ставка на социальный капитал позволила Глебу Тюрину достичь весомых результатов в его деятельности, осуществленной в начале 2000-х гг., беспрецедентной по своему замыслу и масштабам. Поставив перед собой задачу возрождения архангельских деревень, Глеб Тюрин почти в одиночку сумел разбудить инициативу оставшихся немногочисленных их жителей. "В результате за 4 года население местных деревень воплотило 54 проекта стоимостью 1 млн 750 тыс. руб., которые дали экономический эффект почти в 30 млн руб.". Такого уровня капитализации нет ни в Японии, ни в США при их передовых технологиях. Высокую эффективность начатого дела Тюрин объясняет синергией, которая возникает при превращении совокупности разрозненных, а потому беспомощных, одиночек в единую самоорганизующуюся систему.
Возможности социального капитала в сфере культуры
Использование ресурса социального капитала многократно увеличивает эффективность деятельности учреждения культуры. Социальный капитал создает вокруг учреждения интеграционное поле, втягивающее в себя все положительные процессы, происходящие в окружающей среде, способствует раскрытию творческого потенциала этой среды.
Волонтерство
Первое, что обращает на себя внимание при обращении к теме социального капитала, это набирающее силу движение волонтерства. Примечательно, что волонтерами становится прежде всего молодежь, т.е. поколение, не унаследовавшее советский образ жизни и на наших глазах формирующее собственный стиль жизни и социальный капитал.
Большая часть культурных мероприятий, таких как фестивали, выставки, ярмарки, проводится по всей стране с участием волонтеров. Как правило, волонтерами выступают студенты и учащиеся средних учебных заведений.
На заметку
Волонтерство доя молодежи — это возможность реализовать с пользой свою творческую энергию, познакомиться с интересными людьми, со сверстниками, обрести полезные навыки. Кроме того, это шанс бесплатно попасть на то или иное культурное мероприятие, приобщиться к современному искусству юбилейные мероприятия Государственного Эрмитажа были проведены благодаря их бескорыстной помощи. Служба волонтеров успешно работает в Эрмитаже и в настоящее время.
Центр волонтеров действует с 1999 г. при Свердловской государственной академической филармонии. Он объединяет 87 добровольцев. Большая их часть — это студенты, учащиеся и школьники. Основные направления деятельности центра — это распространение билетов и абонементов на концерты, участие в подготовке и проведении фестивалей, творческих встреч, иных мероприятий филармонии. Деятельность волонтеров в Свердловской филармонии разбита по секциям, в числе которых:
"промоутерская секция (помощники по продаже билетов и продвижению идей);
пресс-группа;
компьютерная секция (операторы базы данных, консультанты и программисты);
творческая секция (помощники по подготовке и проведению мероприятий);
телефонный сервис;
"Волонтерский магазинчик";
группа переводчиков и гидов;
просветительная секция (организаторы филармонической работы на площадках);
фандрейзинговая секция (помощники по работе с благотворителями);
молодежная секция (группа быстрого реагирования)"[2].
Необходимо отметить, что такое масштабное внедрение волонтеров
в деятельность филармонии обусловлено, помимо заинтересованности самой филармонии, еще тремя благоприятствующими обстоятельствами:
активной поддержкой волонтерского движения жителями города;
поддержкой местных властей;
поддержкой бизнес-сообщества.
Волонтеры занимаются благоустройством городской среды, уборкой парков, проводят специальные акции по пропаганде экологически обоснованного и хозяйственного отношения к сбору мусора (сбор в отдельные мешки пластика, стекла, алюминия, железа, отправка собранного на переработку). Деятельность волонтеров по усовершенствованию городской культурной среды зачастую создает в обществе то активное ядро, вокруг которого аккумулируется созидательная энергия горожан. Иными словами, они формируют социальный капитал на данной территории.