Слухи как массовидное явление психики
Слухи представляют собой форму самовыражения масс людей, их отношения, настроения, мнения или оценок того, что происходит с ними и вокруг них в обществе. Слухи оказывают влияние на формирование общественного мнения, и в них отражается психологическое состояние масс людей на данный момент времени.
Слухи, даже если в их основе лежит какой-либо достоверный факт или информация, первично полученная из достоверного источника, всегда представляют ее в искаженном виде, поскольку эта информация, содержащаяся и циркулирующая в слухах, проходя через сознание масс людей, многократно передаваясь от человека к человеку, вольно или невольно искажается на своем пути. Люди, участвующие в распространении и передаче слухов, могут, например, непроизвольно изменять соответствующую информацию, передавать ее не полностью или искаженно в сравнении с тем, какой они ее получили, из-за недостатков своей памяти и по ряду других причин, имеющих сугубо личный характер (о них речь пойдет дальше). Существует Вперед закономерность, связанная со слухами: чем дольше существует и распространяется слух, тем менее достоверным становится его ОГЛАВЛЕНИЕ.
Слухи могут быть разных видов, и каждый из них выполняет в психологии и поведении масс людей свою специфическую роль. Основные разновидности слухов следующие: слух-желание, слух-пугало, слух с агрессивным ОГЛАВЛЕНИЕм (агрессивный слух).
Слух-желание представляет собой такой слух, в котором содержится нечто приятное или желательное для людей, способное удовлетворить их актуальные интересы и потребности. В таком слухе людям обещается нечто желательное для них или указывается на то, что в скором времени их пожелания сбудутся.
Слухи-желания выполняют двоякую социально-психологическую роль. Они, с одной стороны, снижают остроту потребностей людей, поддерживая их жизненный тонус (ожидая чего-либо нужного для него, человек на время успокаивается). В таких слухах людям обещается нечто, чего они в данный момент времени не имеют и рассчитывают получить в ближайшем будущем. Слухи-желания вселяют в людей уверенность в том, что их пожелания сбудутся. С другой стороны, слухи-желания дезориентируют население, порождая у масс людей необоснованные ожидания. Такие ожидания, как правило, не сбываются, и люди в конечном счете разочаровываются. Их недовольство соответственно обращается в сторону тех, кто им пообещал, но не выполнил своих обещаний.
В результате распространения слухов-ожиданий в обществе постепенно нарастает напряжение, поскольку время идет, а желания, порожденные слухами, не сбываются, и это может привести к стихийным проявлениям социального недовольства, к массовым нарушениям порядка и даже к преступлениям, совершаемым массами людей. Анализ преступных действий масс и толп людей показывает, что почти всегда им предшествовали активно распространяемые в обществе слухи, среди которых преобладали слухи-желания.
Слух-пугало содержит в себе информацию, которая, напротив, не успокаивает, а пугает население, вызывая у людей состояние страха и тревоги. Слухи подобного рода возникают обычно тогда, когда существенно ухудшаются условия жизни масс людей и у них нет надежды на то, что в ближайшей перспективе ситуация улучшится. Скорее, наоборот, слух-пугало содержит в себе явные признаки того, что в скором времени может произойти дальнейшее ухудшение условий жизни людей.
Особенно часто такие слухи возникают в периоды социального переустройства, проведения социальных или экономических реформ с непредсказуемыми последствиями, когда люди, находящиеся у власти, не в состоянии обещать народу что-либо хорошее в ближайшем будущем. Не случайно, что слухи подобного рода обычно подкрепляются разговорами о несостоятельности власти, о ее неспособности управлять страной, о конфликтах в руководстве страны.
Социально-психологические функции слухов, пугающих массы населения, многообразны. Они состоят, во-первых, в том, чтобы дать массам людей возможность публично выразить свои опасения и тревоги, во-вторых, сделать так, чтобы люди, поделившись друг с другом своими опасениями, смогли еще более возбудиться. Иногда такого рода слухи целенаправленно распространяются определенными людьми и организациями в целях политической борьбы друг с другом. Этим, к примеру, в свое время занималась геббельсовская пропаганда в фашистской Германии накануне прихода к власти фашистов, пугая население грозящими бедами в том случае, если не они, а их политические конкуренты окажутся у власти. К этому же приему прибегают и некоторые современные политические лидеры и партии в конкурентной борьбе со своими оппонентами накануне выборов (прием так называемого "черного" пиара.)
Агрессивные слухи заключают в себе такую информацию, которая должна вызвать агрессивные действия у людей. Подобные слухи являются естественным продолжением слухов-пугал, но своим ОГЛАВЛЕНИЕм они не просто запугивают население, а призывают их к определенным действиям в отношении кого-либо или чего-либо. При этом в содержании, слуха людям намекают на то, что, совершив агрессивные действия в отношении данного лица или объекта, они останутся безнаказанными и якобы смогут устранить угрозу, которая исходит от этого лица или объекта. Основной социально-психологической функцией подобного рода слухов является провоцирование направленных по определенному адресу агрессивных действий масс населения.
В социально-психологических исследованиях слухов интерес для ученых представляет изучение их источников и условий возникновения. Слухи обычно случайно не появляются, и их возникновению предшествуют следующие события:
• появление у масс людей острой потребности в информации, связанной с их жизненно важными интересами и потребностями;
• невозможность получения такой информации из достоверных источников: те хранят молчание или люди им не доверяют;
• длительное сохранение ситуации, когда люди не могут получить интересующую их информацию, что сопровождается ростом беспокойства масс людей;
• наличие неофициального источника информации, который инициирует начало распространения слуха;
• открытый доступ данного источника информации к массам людей;
• наличие среди людей множества тех, кто готов участвовать в передаче и распространении соответствующего слуха.
Все эти условия должны возникнуть не по отдельности, а вместе, причем чем больше количество тех условий, что перечислены выше, реально присутствует в данной ситуации, тем вероятнее возникновение и начало распространения в ней слуха. Из приведенного выше списка событий первые два являются главными. Если они не соблюдаются, то слух, как правило, не возникает и не распространяется.
Однажды возникнув, слух распространяется в течение определенного времени, и по мере своего распространения он претерпевает закономерные изменения. Основными трансформациями, происходящими со слухами, являются следующие: сглаживание, заострение и адаптация.
Сглаживание слуха заключается в том, что по мере распространения слуха из его содержания постепенно исчезают частные или второстепенные детали и остается лишь главное. При этом слух в его словесном выражении постепенно укорачивается до простого утверждения или своеобразной словесной формулы, выражающей суть того, что с его помощью передается: надежда, страх, призыв к агрессивным действиям и т. п. Данное явление обычно происходит в тех случаях, когда слух распространяется быстро и охватывает все большие массы людей.
Заострение слуха — это, напротив, его детализация и конкретизация, то есть постепенное увеличение количества содержащихся в нем "деталей" или "подробностей". Это происходит в том случае, если слух надолго задерживается и в течение длительного времени циркулирует в одной и той же массе людей. Он как бы приспосабливается к данной массе, обновляется, чтобы продолжать привлекать к себе внимание тех же людей, которые раньше уже участвовали в его распространении. Обрастая новыми деталями, которые для соответствующей массы людей могут представлять интерес, содержательно обновленный слух начинает отражать особенности именно данной аудитории.
Адаптация слуха — это явление, близкое к заострению слуха и напрямую связанное с теми людьми, среди которых он циркулирует. Адаптация слуха может заключаться в переименовании лиц, которые в нем упоминаются. Например, люди, представляемые в негативном свете, могут приобретать имена тех, кого соответствующая аудитория не любит; индивиды, упоминаемые в позитивном ключе, напротив, могут быть заменены именами, приятными для данной аудитории. Соответствующим образом в содержании слуха может измениться социальная, национальная, религиозная или другие ориентации его персонажей.
Все три описанные выше модификации слуха, происходящие по мере его распространения, происходят, как правило, параллельно и в конечном счете могут привести к заметным изменениям в содержании слуха, следовательно — к увеличению отклонений его содержания от исходного варианта.
Для любого общества, и особенно для тех людей, кто им руководит, слухи, безусловно, являются нежелательным явлением. Они свидетельствуют о том, что люди не доверяют властям как источнику информации, не уважают их и готовы им не подчиняться, оказывать сопротивление. Соответственно, власть имущие, утратив доверие масс населения, стремятся его восстановить, чтобы предупредить возникновение или прекратить распространение слухов.
Меры, предпринимаемые против распространения слухов, могут быть профилактическими, а также активными контрмерами. Профилактические меры направлены на предупреждение возникновения слуха, а активные контрмеры — на его прекращение уже в то время, когда слух возник и начал распространяться.
Профилактические меры, касающиеся слухов, предполагают создание в обществе атмосферы открытости, доверия и гласности, регулярное обеспечение населения интересующей его достоверной информацией. Для этого, в свою очередь, необходимо поддерживать в соответствующем состоянии средства массовой информации. Доверие людей к средствам массовой информации и к руководителям, имеющим доступ к этим средствам и контролирующим их, является главным социально-психологическим условием предупреждения слухов.
Активные контрмеры против слухов также предполагают полное обеспечение людей правдивой информацией о том, что их интересует, причем из достоверных источников. Передаваемая информация должна быть убедительной для масс населения, а для этого необходимо, чтобы в ней содержались достоверные факты, опровергающие распространяемый слух. Желательно также, чтобы сами люди могли убедиться в том, что сообщаемые им факты являются вполне достоверными.