Сложности в определении результатов оценивания качества образования. Внешние методы оценки
Работа по выявлению и оценке результатов образования достаточно сложна по ряду причин. Прежде всего, многие результаты образования трудноопределяемы, для их фиксации, как правило, нужны специальные измерения, описания, характеристики, параметры и т.д. Кроме того, некоторые результаты образовательной деятельности в полной мере проявляются только после окончания школы, вуза, спустя годы, и нередко вообще вне сферы образования, и потому непосредственно в ходе образовательного процесса не могут быть точно зафиксированы. Далее, оценить образовательную деятельность однозначно как только положительную или только отрицательную нередко невозможно, поскольку сами результаты могут быть оценены, с одной стороны, как положительные, а с другой – как отрицательные (или же, например, положительный эффект образовательного процесса в одном обязательно производит отрицательный эффект в другом и т.д.). Результаты образования очень трудно интегрируются, а иногда даже не суммируются, что приводит к большим трудностям в оценке образовательного процесса и его управлении. Наконец, некоторые результаты образования зависят от огромного числа не только управляемых, но и случайных, неуправляемых факторов, вследствие чего очень трудно установить точно, в итоге каких именно педагогических и управленческих действий, каких причин, какого компонента школьного или внешкольного образовательного процесса возник тот или иной положительный или отрицательный результат образования. Отсюда огромные трудности в установлении механизмов управляемости результирующих параметров[1].
Тем не менее для определения качества образовательных результатов предлагаются внешние методы оценки, ориентированные:
а) на индивидуальное развитие учащихся, определяемые их успехами в изучении учебных предметов и традиционными показателями (сюда не входят отметки, выставляемые самим учителем, вузовским преподавателем);
б) ключевые компетенции (информационная, вычислительная, коммуникативная; самостоятельное решение проблем; групповая работа). Для измерения указанных параметров предлагается использовать такие инструменты, как тестирование по завершению изучения того или иного учебного предмета, цикла предметов и промежуточное тестирование после окончания семестра, курса; ЕГЭ; индивидуальный портфолио; показатели динамики здоровья обучающихся и др.
Количественные и качественные методы оценивания
В современной педагогической практике применяются количественные и качественные методы оценивания. Количественные методы однозначно предполагают наличие точки отсчета, единицы измерения. К такого рода методам можно отнести, например, определение темпа чтения по числу слов в минуту, темпа письма, выставление балльной оценки за диктант (качество обучения языку) в зависимости от количества допущенных орфографических или синтаксических ошибок (по имеющимся количественным нормативам). В большинстве случаев оценивание результатов образования, например уровня личностного развития, различных сторон воспитанности, готовности поступать тем или иным образом в обычной или экстремальной ситуации, степени креативности и т.д., осуществляется качественным (квалиметрическим) путем.
Несмотря на наличие трудностей в точном определении результатов образования, их преимущественно качественный характер, следует признать необходимость и возможность их прогнозирования, проектирования и оценки. Нужно помнить, что даже в такой деликатной сфере, какой является воспитание, может быть принят во внимание критерий факта, который хотя и является весьма общим, но очень часто и вполне диагностичным, например, в логике "да – нет". Любая ситуация из жизни школы всегда подвергается той или иной оценке обучающимися, педагогом, руководителем (поступок, характеризующий человека, – честный или бесчестный; тот или иной факт имел место или нет и т.п.).
В настоящее время школа имеет в своем распоряжении хорошо известные и широко применяемые квалиметрические (описательные) методики определения результатов и качества образования, в частности:
1) достижение прогноза, сделанного педагогом (как одним из экспертов) в зоне ближайшего развития обучающегося;
2) оценка поведения учащегося в различных (в том числе экстремальных) естественно возникших ситуациях;
3) оценка поведения обучающихся в специально сконструированных педагогами диагностических ситуациях;
4) достижение высшей качественной оценки по шкале критериев, разработанных самой школой;
5) использование совокупности так называемых сквозных (т.е. годных для оценки любых действий, поступков и т.п.) психологических показателей, например:
а) знает, как надо (интеллектуальный показатель);
б) способен реализовать (волевой показатель);
в) хочет реализовать (эмоциональный показатель).
Уровневый способ квалимстрической (качественной) оценки результатов образовательного процесса применяется в отечественной педагогике в течение нескольких десятилетий (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Μ. Н. Скаткин).
Первый уровень – знание (запоминание и воспроизведение).
Второй уровень – понимание (объяснение, изложение, интерпретация).
Третий уровень применение (по образцу, в сходной, измененной ситуации).
Четвертый уровень – обобщение и систематизация (выделение части из целого и комбинации элементов для получения целого, обладающего новизной). Это уровень творчества.
Пятый уровень – эмоционально-ценностное отношение.
Следует помнить, что каждый более высокий уровень включает в себя требования предыдущего.
Еще один известный метод квалиметрической оценки любого результата образования, который нельзя измерить, – педагогический консилиум, являющийся разновидностью метода экспертной оценки любого параметра, характеризующего качество образования.
Таким образом, можно прогнозировать цели образования по каждому обучающемуся, оценивать промежуточные, конечные и отдаленные показатели качества образования.